Продолжение статьи. Ссылки на предыдущие части находятся в конце публикации.
Hauser (Хаузер)
Сеговия всегда интересовался работой разных лютье, а в 1920-х годах встретил немецкого лютье Hermann Hauser (1882 - 1952). Хаузер отправлял ему различные модели до тех пор, пока его знаменитый инструмент 1937 года не стал прочно связан с Сеговией, который приветствовал его как "величайшую гитару нашей эпохи". Хаузер стал его основным инструментом с 1937 года, пока не был повреждён в 1962 году.
Династия лютье Хаузер началась в Мюнхене, Германия, с Josef Hauser (1854 - 1939), отца Германа. Йозеф был изготовителем цитр, и Герман узнал об инструментостроении в своём магазине. Герман был безупречным мастером, который запатентовал инновации в дизайне для соединения корпуса и грифа, а также другие методы, которые сделали его гитары необычайными. Многие известные артисты играли на его инструментах, в их числе Андрес Сеговия, Мигель Льобет и Джулиан Брим.
Германн Хаузер II (1911 - 1988) учился своему ремеслу и работал с отцом в течение 20 лет, прежде чем самостоятельно заняться бизнесом в 1952 году. Он продолжал отношения с клиентами своего отца. Гитара, которую он собрал в 1957 году, представлена на альбоме "The Art of Julian Bream" 1960 года.
Герман Хаузер III (b. 1958) начал работать в семейном магазине с 1974 года. В настоящее время он работает в Reisbach, Германия, куда его отец переместил бизнес. Андрес Сеговия и Пепе Ромеро высоко ценили его инструменты, которые были сделаны с глубоким изучением методов его семьи, а также других исторических деятелей. Герман III также адаптирует формы, длины грифов и другие характеристики к потребностям артистов-заказчиков. Семейная династия продолжается с Kathrin Hauser, которая теперь работает вместе со своим отцом.
Fleta (Флета)
Ignacio Fleta пришёл из семьи мастеров скрипок и виолончелей и с 1927 года собрал в своём магазине в Барселоне множество инструментов. Услышав Сеговию в 1955 году, он обратил своё внимание на создание гитар и сделал инструмент для Сеговии в 1957 году.
John Williams позже играл на гитаре Fleta, а также Alirio Díaz, Turibio Santos и многие другие. Развивая свой подход, Флета начал делать более тяжёлые и крупные инструменты и использовать до девяти пружин, решётки и кедровые верхние деки. Результатом стали гитары, известные своей проекцией в больших залах.
Он обучил своих сыновей Gabriel (1929 - 2013) и Francisco (1925 - 2004), которые продолжали дело своего отца. Примерно в 1964 году название компании было изменено на "Ignacio Fleta e hijos" ("Игнасио Флета и сыновья"). Габриэль привёл в бизнес своего сына, Габриэля младшего, а Франциско отошёл от сборки в 1994 году. Со смертью Габриэля старшего в 2013 году Габриэль младший продолжает свою работу в качестве третьего поколения лютье Флета.
Pimentel (Пиментель)
К другим династиям относится фирма лютье Pimentel & Sons Guitar Makers из Альбукерке, штат Нью-Мексико, основанная в 1951 году в Эль-Пасо, штат Техас, мастером лютье Lorenzo Pimentel (1928 - 2010) из Сьюдад-Хуарес, Мексика.
Теперь компания находится в руках его сыновей Рика, Роберта и Виктора. У Лоренцо был свой собственный подход к гитаре, а его сыновья продолжали экспериментировать со стилями, которые включают в себя модели с double-top из кедра или европейской ели с решетчатыми конструкциями. Компания выпускает концертные, фламенко и гитары со стальными струнами.
Smallman (Смоллман)
Революционные гитары, созданные Greg Smallman в Австралии, привлекли всеобщее внимание, когда John Williams оставил свою Флета ради них в 1980-х годах. Miloš Karadaglic, Craig Ogden и Carlos Bonell — некоторые из тех, кто сейчас играет на гитарах Смоллман. Среди выдающихся конструктивных особенностей этих гитар — толстая задняя дека и тонкая передняя, поддерживаемая решетчатой системой; они известны своей потрясающей звуковой проекцией. Сыновья Грега присоединились к бизнесу, а в 1999 году появилась новая династия, когда лейбл Smallman изменился на "Greg Smallman & Sons Damon & Kym".
Romanillos (Романильос)
José Luis Romanillos (b. 1932) является живым патриархом развивающейся династии. Родившийся в Мадриде, он покинул Испанию в 1956 году и сделал свою первую гитару в Лондоне в 1961.
Julian Bream очень поощрял Romanillos и владел несколькими его гитарами, например знаменитой гитарой 1973 года. Более молодые артисты, играющие на этих инструментах, включают Antigoni Goni, Kaori Muraji и Stefan Barcsay. Romanillos воспринимается некоторыми как "Страдивари гитары" и считается продолжателем методов Антонио де Торрес. Он написал классическую книгу о гитарах Торреса, а также книги по собственным методикам строительства, истории виуэлы и гитарных мастеров в Испании.
Сыновья Romanillos — Liam и Ignacio стали его партнёрами в бизнесе, а в 1991 году лейбл был изменён на "J.L. Romanillos & Sons.". Liam продолжал собирать гитары по традициям своего отца, создавая инструменты, которые звучат уравновешенно, с певучестью и ясностью. Дочь Liam, Imogen — также мастер и является третьим поколением лютье в семье Romanillos.
Заключение
Сегодня во многих странах существует множество лютье, создающих уникальные гитары. Несомненно, появятся новые усовершенствования и новые династии, а родители поделятся с сыновьями и дочерьми благородным искусством изготовления гитары.
По материалам статьи (англ.). Предыдущие части:
Если вы считаете информацию интересной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по следующей ссылке — Классическая гитара, путеводитель по каналу.