Найти тему

Лётчики отказались катапультироваться и, спасая самолет, поступили по-своему

В авиации бытует пословица «После четвёртого разворота друзей нет». Относится она скорее к ситуации групповой посадки нескольких самолётов, но используют её и по другим поводам. Однажды я был свидетелем того, как эта пословица сработала с точностью до наоборот при посадке одиночного истребителя.

Дело это было в середине семидесятых в моём полку истребителей-бомбардировщиков, где я служил помощником начштаба по спецсвязи. Посреди ночи меня разбудил телефонный звонок. Звонил дежурный по командному пункту, передав приказание комполка срочно явиться в штаб. К ночным звонкам с узла связи я уже привык, только вот почему звонит дежурный по КП, да ещё с таким приказанием от командира? Раньше такого не бывало, поэтому срочно одеваюсь и лечу в штаб. Первым делом прибываю на КП. Командира там нет, а дежурный сообщает мне, что в полку во время ночных полётов едва не произошла авария с гибелью самолёта, а возможно и экипажа: отказ топливомера на учебно-тренировочном самолёте УТИ МиГ-15, топливо кончилось уже при самой посадке. Лётчики ухитрились посадить машину с остановившимся движком, никто не пострадал.

Я понимаю, что прибывший в штаб командир первым делом захочет просмотреть все полученные ранее шифровки с описанием подобных случаев. Поэтому на рысях лечу в штаб, достаю все дела с телеграммами и начинаю их шерстить. Дело было в начале января, архив за позапрошлый год ещё не уничтожен, этих телеграмм аж по четыре толстенных тома за каждый год. Тем не менее к приходу командира я успел просмотреть бо́льшую их часть. Как в воду смотрел, так оно и получилось. Я вручил командиру четыре тома за прошедший год, сказав, что уже просмотрел всё и заложил закладки по таким телеграммам.

К приезду комиссии из штаба дивизии, которая прибыла этой же ночью, всё было командиром просмотрено. Прибывшие начали смотреть телеграммы сами, убедились, что все телеграммы доведены кому надо и всё выполнено. Комполка потом поблагодарил меня за то, что я значительно сократил ему эту рутину.

Так что же случилось? Командир эскадрильи подполковник в роли инструктора и его подчинённый капитан в роли обучаемого вылетели на УТИ МиГ-15 в учебно-тренировочный полёт. У нас в полку была пара-тройка таких вот старых истребителей, и хотя летал полк в то время уже на серьёзных машинах, эти музейные экспонаты ещё использовались для каких-то учебных полётов. Сам полёт прошёл нормально. Стали заходить на посадку. Руководитель полётов запросил у инструктора остаток топлива. Тот доложил. По показанию топливомера остаток был ещё достаточным, и руководитель направил самолёт на второй круг. Выполнили лётчики «коробочку», вышли на четвёртый разворот и вот тут двигатель, работавший до этого как положено, неожиданно замолкает. Естественно, немедленно доложили об этом руководителю полётов. Тот, оценив ситуацию, даёт команду экипажу катапультироваться. Катапультироваться-то можно, только вот куда самолёт упадёт?

Неожиданно для всех подполковник-инструктор отказывается катапультироваться, сказав, что он сможет спасти машину, посадив её на запасную полосу, и даёт команду уже своему обучаемому капитану катапультироваться одному. Но и капитан отказывается покинуть машину, понимая, что этим катапультированием он усложнит и без того нелёгкую задачу своему командиру. Словом, после недолгих переговоров решили садиться вдвоём. А ещё говорят: «После четвёртого разворота друзей нет». Есть, если они, конечно, настоящие. Садились на запасную полосу, ничего не повредили, не поломали, в общем, мастерски всё выполнили.

Конечно, вокруг этого отказавшего топливомера потом были серьёзные разборки и выяснение причин, почему он показывал хороший остаток топлива, в то время как баки самолёта уже были пустые. Прибывшая из дивизии комиссия покатила бочку на экипаж УТИ за то, что они отказались выполнить приказание руководителя полётов и приняли решение садиться. Хоть самолёт по своему весу и лёгкий, и планирует неплохо, но вот такая посадка ночью с отказавшим движком – это всё-таки серьёзный риск. Словом, отругали всех причастных и непричастных, что-то там даже вкатили сгоряча кому-то, после чего убыли восвояси. Конечно же, доложили обо всём в штаб армии, те дальше по инстанции.

А через несколько дней, когда эта история уже стала забываться, из Москвы неожиданно для всех вдруг приземлился борт с каким-то генералом Главного штаба ВВС. Тот первым делом потребовал показать ему машину, на которой наши лётчики произвели эту аварийную посадку. Самолёт ему, конечно, тут же показали.

-2

Генерал долго ходил вокруг него, что-то щупал, сверял какие-то номера, видимо, не веря, что это та самая машина. Потом поговорил с командиром полка, виновниками события и, не задерживаясь, улетел. А ещё через несколько дней из штаба армии пришла шифровка за подписью какого-то крупного начальника из Москвы. В ней отмечались самоотверженные действия экипажа, не покинувшего машину в сложной ситуации и сумевшего спасти её. И этой же телеграммой нашим героям вручались какие-то памятные подарки, вот только не помню, какие именно. Но, кажется, подполковник награждался каким-то хорошим охотничьим ружьём. Видимо, генерал из Москвы разузнал увлечение нашего пилота.

Уважаемые читатели! Спасибо вам, что заходите и читаете этот канал. Если он понравился вам, смело подписывайтесь, чтобы первыми читать новые публикации. Голосуйте за понравившиеся вам статьи, делитесь с друзьями в социальных сетях.