Найти тему
Всем балет!

Мариинский театр, артисты балета во время революции 1905 года

История России богата событиями, которые сотрясали все сферы жизни общества, в том числе и жизнь театров. Какие настроения были у артистов балета в сложное для страны время переворота?
История России богата событиями, которые сотрясали все сферы жизни общества, в том числе и жизнь театров. Какие настроения были у артистов балета в сложное для страны время переворота?

Перенесёмся в Императорский Мариинский театр 1905 года - во времена первой революции. В этом нам помогут воспоминания Фёдора Лопухова, которыми он делится в своей книге "Шестьдесят лет в балете".


Федор Лопухов - артист балетной труппы Мариинского театра в 1905-1906 и 1911-1912 годах, работал в Большом театре, балетмейстер, худ. рук. театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский) в 1951-1956.


Фёдор Лопухов родился в 1886 году, а в 1905 году, когда в обществе начались волнения, он окончил Императорское театральное училище по классу
Николая Легата и был принят в труппу Мариинского театра.

Фёдор Лопухов,  балетмейстер
Фёдор Лопухов, балетмейстер

К тому времени уже уволилась из театра Матильда Кшесинская, на сцене теперь блистала ее соперница Ольга Преображенская, зажигалась звезда Анны Павловой на петербургской сцене. "Всеобщей любимицей была Тамара Карсавина, разделявшая с Павловой ведущую роль в фокинских балетах", - вспоминает Федор Васильевич.

Танцовщики Обухов, Нижинский, Леонтьев, Стуколкин делали славу петербургского балета. Начинает свою карьеру Михаил Фокин, пара лет остается до знаменитого "Лебедя", "Шопенианы"...

Тамара Карсавина
Тамара Карсавина

"Революция 1905 года открыла многим из нас глаза на то, что прежде ускользало от внимания.
...Нет нужды преувеличивать роль балетной труппы в революционном движении 1905 года. Прямого участия мы в ней не принимали; из тех людей, кого я знал, никто в подпольные кружки не входил, хотя мы и слышали о них.
Наши революционные настроения (не знаю даже, можно ли их так называть) выросли из собственных размышлений. Другое дело, что их породила обстановка в стране и что революция сыграла чрезвычайно важную роль в судьбе русского балета и его представителей. Она раскрыла моральный и общественный облик артистов, сплотила одних, оттолкнула от коллектива других. ...Мы уверовали не только в себя, о и в свое право заниматься искусством, отвечать за его судьбу. "

-4

На следующий день после Кровавого воскресенья 9 января 1905 года в Мариинском театре началось "брожение умов".

"Преображенская обратилась к начальству с официальной просьбой - разрешить начать подписку в пользу семей погибших рабочих, в чем ей было отказано. Сергей Легат, находясь на сцене, возмущался, что люди хотели говорить "со своим царем, а их встретили пулями." Тихая, безучастная ко всему Анна Павлова, как доносил Теляковскому главный режиссер, "собрала вокруг себя в репетиционном зале балетных артистов и стала критиковать действия войск в воскресенье."

Оперная певица Ефросиния Куза, которая публично осуждала войска, стрелявших в своих братьев, была уволена. В октябре, когда Россию охватила всеобщая забастовка, труппа на нее откликнулась. Проводились собрания, на которых бурно обсуждались нужды балетной труппы. Руководство театра в лице Теляковского и Сергеева активно препятствовала собраниям, но артисты объединились и всякий раз отстраняли их от дискуссии. На собрании обсуждались не столько политические вопросы, сколько творческие.

Артисты обратились к дирекции с резолюцией, они требовали свободы собраний, неприкосновенности ораторов и предоставления художественных прав бюро. Подписало резолюцию 183 артиста. Решено было присоединиться к Всероссийской забастовке. Артисты срывали выступления и не являлись не репетиции. Начальство прекратило спектакли в императорских театрах.

-5

После выхода царского манифеста о "свободах" "дирекция потребовала, чтобы артисты написали верноподданническое письмо с благодарностью царю. В труппе забушевала буря. Появились люди, призывавшие прекратить забастовку и капитулировать перед дирекцией. " Произошел раскол.

Жизнь театра в последующие годы стала чрезвычайно мутной и сложной. Последовали увольнения, гонения, публичные разоблачения тех, кто входил в запрещенные революционные кружки.
Молодого танцовщика Фёдора Лопухова
"задвинули в глухой кордебалет" без возможности развития как артиста. Произошло это из-за конфликта с главным режиссером балетной труппы Николаем Сергеевым. Именно поэтому Лопухов решается перевестись в Москву, в Большой театр. В 1909 году артист перебирается в Москву, где начинается новая страница его творческой биографии.