А мачеха - она мачеха и есть. Так что хозяйкой она в дом вошла, но зачем все делать самой, если тут детей полно? Да большеньких уже. По тем временам - все уже работники.
Ну да, девочка только одна, но ведь аж семь лет. Скоро заневестится. Так что вполне может работать.
Поэтому бабушка, как в той сказке о попе с попадьей и его работнице, только и делала, что "спала-отдыхала". То есть работала от зари до зари. Два младших брата тоже. А старшие вместе с отцом работали в городе.
Отца вскоре не стало.
И бабушку мачеха пристроила "в люди", в няньки к людям побогаче. Может, и не кулакам, но крепким таким хозяйственникам.
Хозяйка оказалась женщиной душевной, и научила маленькую работницу много чему. В том числе шить и вышивать.
Зато с обычным образованием было туго. Тем более что в стране с этим тоже был полный разброд и шатание. Тем не менее грамоте и счету бабушка выучилась еще в селе.
А потом братья, которые все окончательно переселились в город, в Москву, между прочим, забрали младшую к себе. Там бабушка каким-то чудом продолжила учиться и закончила фабзавуч.
Все это происходило на фоне понятно чего: голод, разруха, болезни...
Тем не менее все братья и она сама не только выжили, но и получили образование, по тем временам считавшееся вполне приличным.
Дальше работа на заводе, знакомство с дедом, замужество, пошли детки...
Всего у бабушки родилось два сына и две дочери. Старший сын погиб, не дожив до тридцати лет. Младший умер совсем маленьким, около двух лет. Потому что не до больного ребенка тогда было.
Как раз тогда бабушка с дедушкой угодили под машину репрессий. Деда посадили. Бабушка считалась "членом семьи врага народа". Подробности покрыты мраком. Бабушка на эту тему говорить не любила.
Но деду повезло - угодил в небольшую волну отпущенных на волю. Так что в результате их с бабушкой просто исключили из партии. Ну это сейчас просто. А тогда это было страшное дело.
Сталина бабушка ненавидела всю жизнь. При ней это имя было лучше и не упоминать.
Но, хотя на них было клеймо, это никому не помешало в войну дать деду броню. И отправить в эвакуацию вместе с заводом. Ну и семьей. Как ценного специалиста, способного наладить производство на пустом месте.
Так что пожили и в землянке, и в бараках, и в коммуналках.
Производство наладили, завод и ныне там стоит и функционирует, дед занесен в Книгу Почета этого завода.
Отдельная квартира, полученная уже в шестидесятых, была для бабушки величайшей ценностью. Вообще отношение к своему жилью,а также к каким-то личным вещам было очень трепетным. Я так понимаю, как раз из-за того периода, когда ничего своего не было. А того немного, что было, можно было лишиться в секунду.
При этом основным было "главное, живы, уже хорошо", а потом шло "ну у вас же все есть, что же вы этого не цените". Ну а еда вообще была чуть ли не святыней. Я про это тоже рассказывала.
Когда жили в бараках, бабушка вообще была местным авторитетом. С ней, как с опытной и много повидавшей и пережившей женщиной, советовалась вся округа.
Потом, когда семья переехала в свою квартиру, там такой душевной близости не было. Хотя с соседями общались все равно. И всех соседей из своего подъезда знали, и многих из других подъездов. Не то что сейчас.
Бабушка стремилась все копить, прятать "на черный день", делать запасы. Сервиз "на праздник", одежда "на выход" - ну, многим знакомо.
Нет, еда у нее не портилась, как можно. За этим следили. Хотя пережаривание запасов муки и круп я помню хорошо. При этом из этой муки потом снова пеклось.
Пекла бабушка превосходно. Умела делать лепешки - "подорожники". Эти лепешки не портились и не черствели неделю. Могли снаружи чуть затвердеть, а внутри оставались мягкими. Потому и назывались "подорожники" - удобно было брать с собой в дальний путь.
Я по малолетству рецепт не спросила. Не догадалась. Когда сообразила, что хорошо бы перенять, бабушка их уже не пекла. Уже была больна. А дочери просто прощелкали. Записанного же варианта рецепта не было. Бабушка помнила его наизусть.
Фото pixabay.com
Текст мой.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал!