Найти в Дзене

Танкисты первой Мировой бредили в бою!

Из записок командира танка отделения №1, роты «А», 1-го танкового батальона Британского Танкового Корпуса второго лейтенанта Фрэнка Митчелла: У пулеметных танков было только по одной узкой двери в два фута вышиной под спонсонами. Выйти из танка можно было только ползком. В случае пожара эти двери были бесполезны. В каждом танке имелась... клетка с почтовыми голубями, сигнальный флаг и набор сиг­нальных ламп. Для пуска танка в ход води­тель открывал бензин, а 3-4 че­ловека команды вращали ог­ромную пусковую рукоять, пока мотор не начинал работать с сильным ревом... люки в спонсонах закрывались и завинчи­вались изнутри, и танк выходил в бой. Когда мотор работал, танк наполнялся сильным шумом, весь его корпус содрогался. Особенно сильное впечатление про­изводила малая скорость движения танка; появля­лось желание выглянуть из него наружу, так как силь­ный шум заставлял предпо­лагать о большой скорости движения. Между тем ско­рость на 3-й передаче была около 3,5 км в час. Танк имел
Оглавление

Из записок командира танка отделения №1, роты «А», 1-го танкового батальона Британского Танкового Корпуса второго лейтенанта Фрэнка Митчелла:

У пулеметных танков было только по одной узкой двери в два фута вышиной под спонсонами. Выйти из танка можно было только ползком. В случае пожара эти двери были бесполезны.

-2

В каждом танке имелась... клетка с почтовыми голубями, сигнальный флаг и набор сиг­нальных ламп. Для пуска танка в ход води­тель открывал бензин, а 3-4 че­ловека команды вращали ог­ромную пусковую рукоять, пока мотор не начинал работать с сильным ревом... люки в спонсонах закрывались и завинчи­вались изнутри, и танк выходил в бой.

Когда мотор работал, танк наполнялся сильным шумом, весь его корпус содрогался. Особенно сильное впечатление про­изводила малая скорость движения танка; появля­лось желание выглянуть из него наружу, так как силь­ный шум заставлял предпо­лагать о большой скорости движения. Между тем ско­рость на 3-й передаче была около 3,5 км в час.

Танк имел 4 скорости - от 1,2 до 6,4 км/час... Води­тель был в состоянии уп­равлять только первыми двумя скоростями. Для перехода на 3-ю или 4-ю скорости он привлекал внимание своих помощников уда­рами правой руки по капоту двигателя и пальцами указывал им желаемую скорость. Помощники водителя посредством своих рычагов устанавливали желаемую скорость, а водитель, работая сцеплением, помогал им...

-3

В спонсонах артиллеристы, стоя на коленях, напряженно сле­дили за полем боя, выискивая неприятельские пулеметы и артил­лерию. Во время выстрела из пушки ужасное гудение наполняло танк, а при откате казенная часть пушки перемещалась около самого гица наводчика, защищенного щитом.

В первых танках... бензин подавался в карбюратор под действием силы тяжести. Из-за этого подача бензина прекраща­лась, когда танк попадал в воронку от снаряда носом книзу, - и в таких случаях применялся опасный способ подачи бензина ру­ками или наполнение карбюратора прямо из бака...

Температура внутри танка была 125° по Фаренгейту (около 52° по Цельсию), хотя воздух, всасывавшийся для охлаждения мото­ра, несколько и освежал помещение.

...Вентиляция была плоха, отработанные и пороховые га­зы быстро пропитали всю ат­мосферу, водители слабели на своих сиденьях, артилле­ристы падали в обморок около своих пушек, некоторых тош­нило, а другие бредили. Часто жара и газы становились нас­только невозможными, что экипажи были вынуждены вы­ходить из танков. Все испыты­вали головную боль, головок­ружение и болезненное серд­цебиение, но выполняли свою работу.

-4

...Наконец - германские око­пы. Многочисленные фигуры в сером бегут, кричат от страха, спотыкаются и остаются лежать. Танки же продолжают продвигаться вперед. Некоторые падали с грохотом в убежища и скрывались из вида или ныряли в снаряд­ные воронки и беспомощно зарывались. Некоторые провалива­лись и тихо лежали в тумане, в то время как их экипажи бешено работали около машин. Зато остальные танки проделали хоро­шую работу.

Один танк стал над германским окопом и пулеметным огнем смел все живое, а затем двинулся вдоль окопа и взял 300 плен­ных.

Другой танк направился через проволочные заграждения в Ге- декур, где смело атаковал артиллерийскую батарею. Ему уда­лось разбить одну пушку, но прежде чем он сумел сделать еще один выстрел, в него попал снаряд, пробил его и вызвал в нем пожар. Только двум человекам экипажа удалось спастись из ох­ваченной пламенем машины.

Такая нелегкая служба была у первых танкистов...

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!