В 1960 г в СССР был принят новый Уголовный Кодекс, предусматривающий высшую меру наказания - расстрел. За особо опасные преступления в стране за период 1962-89 гг было вынесено 24422 смертных приговора. Практически все приговорённые были мужчины. Только трём женщинам был вынесен самый суровый приговор,- и все три осужденные были расстреляны.
Одна из них, Берта Наумовна Бородкина, была осуждена за спекуляцию и хищения государственных средств в особо крупном размере. Приговор был приведён в исполнение в 1983 году, ей тогда было 56 лет. Возможно, она единственная из казнённых женщин была достойна снисхождения, - но правосудие не проявило к ней жалости, чему были веские причины.
Должность, которую Берта Бородкина занимала до ареста, была прибыльная, - директор треста столовых и ресторанов города-курорта Геленджика. До этого женщина, окончив всего 8 классов школы, работала на разных должностях в сфере общественного питания, - была буфетчицей, официанткой, заведующей столовой.
И неожиданно для многих стала в 1974 году директором треста. Проявила прекрасные организаторские способности, причём не только в плане криминальном. За 8 лет она стала заслуженным работником торговли РСФСР, руководила курортным трестом грамотно, всегда была на хорошем счету не только в городе, но и в Краснодарском крае.
За жёсткий и решительный характер ближайшее окружение называло её Железной Беллой. Вообще-то её звали Берта, но Белла, да ещё Железная, ей нравилось гораздо больше.
У неё было много взаимовыгодных знакомств во всех сферах, в том числе и среди руководящих партийных работников города и края. В ближайший круг входил даже секретарь крайкома партии Медунов. Но лучшим другом и прикрытием теневой деятельности был первый секретарь Геленджикского горкома Николай Погодин.
Если быть объективным, то Железная Белла просто попала под "раздачу", сама она не являлась главной мишенью дела о масштабных хищениях и взяточничестве в Краснодарском крае. Много сильнейших людей края были арестованы, среди них и она, директор геленджикского общепита.
При обыске у неё было конфисковано много драгоценностей, дорогих вещей, а также денег около 500 000 рублей. Подсчитано, что она похитила за время работы в тресте около 1 миллиона рублей, - сумма, более чем достаточная для расстрела. Для ориентира: доллар на чёрном рынке тогда стоил один к одному с рублём, а по официальному курсу - 67 копеек.
О смертной казни она не думала: у неё было очень много влиятельных знакомств. Но первым исчез лучший друг Николай Погодин, которому она ежемесячно платила около 2 тыс.р. в виде дани. Вышел из обкома, пошёл к морю и... исчез. Его искала милиция всего края и даже около 300 водолазов. С тех пор никто и ничего о нём не знает.
Затем отвернулись все друзья, некоторые из них также присели на скамью подсудимых.
Суд прошёл быстро, улик было собрано много. Сама Железная Белла пыталась рассказать как можно больше, - но её показания почему-то мало кого интересовали.
И исполнение приговора прошло максимально быстро. Вероятно, кому-то это было нужно.
В наши дни, скорее всего, Берта Наумовна отделалась бы лёгким испугом или небольшим сроком. Поэтому её немного жаль - не в то время проявляла свои "криминальные таланты".