Найти тему
Кавказ Пост

Кто угрожает природе Северного Кавказа

Экологически вредные производства требуют закрыть жители и чиновники в трех регионах СКФО – Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане.

Антон Чаблин

«За» закрытие завода – 28 тысяч человек, «против» – 1,5 тысячи Конфликт, который разворачивается вокруг владикавказского завода «Электроцинк», пожалуй, вполне мог бы затмить споры об установлении чечено-ингушской границы. Но на федеральном уровне остался в тени, несомненно, более громких событий в Ингушетии: тем более, что акции протеста с требованием отставки Юнус-бека Евкурова в центре Магаса продолжались три недели и собрали более десяти тысяч участников, а закрытия «Электроцинка» требовали лишь несколько сотен человек – участников трех акций протеста.

-2

Новая волна общественного возмущения по поводу деятельности металлургического завода поднялась после того, как 21 октября на предприятии произошел пожар. Загорелся цех электролиза: по официальным данным, площадь возгорания составляла до 4,5 тысяч кв.м. Жители Владикавказа жаловались на едкий дым и металлический привкус во рту. Во время тушения погиб один пожарный, а работа предприятия была приостановлена на неопределенный срок. Спустя несколько часов после пожара на межрународном портале «Change.Org» появилась петиция, инициированная профессором Северо-Осетинского педагогического института Тамерланом Камболовым: он потребовал закрыть предприятие. За месяц петиция набрала почти 28 тысяч подписей.

Впрочем, появилось на «Change.Org» и обращение с прямо противоположными требованиями – не закрывать завод, поскольку это оставит без работы почти две тысячи человек. Впрочем, эту петицию поддержали ощутимо меньше жителей Северной Осетии – менее 1,5 тысяч человек. Директор предприятия Игорь Ходыко рассказал журналистам, что более полутора тысяч сотрудников выведены «в простой»: это означает, что за счет собственника завода (УГМК) они будут получать две трети среднего заработка. И, в частности, завод светового оборудования Тольятти объявил, будто готов бесплатно переобучить и взять на работу сотрудников «Электроцинка» на время его вынужденного простоя.

Пикетчиков «простили», дело закрыли

Разделились мнения относительно судьбы завода и среди представителей осетинского истеблишмента. Скажем, «за» его закрытие ратовали мэр Владикавказа Махарбек Хадарцев и депутат парламента республики Дзамболат Тедеев – они предложили перенести экологически вредное предприятие на Урал. Впрочем, кто-то решил протестовать не за экраном компьютера и с мышкой в руках, а выйти на улицы. Скажем, 16 ноября у входа на завод более полутора сотен человек (в том числе активисты партии «Коммунисты России») провели пикет под лозунгом «Стоп, «Электроцинк!»

В отношении организаторов акции Индиры Габолаевой и Германа Ревазова было заведено административное дело по ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Однако затем административное дело было прекращено. Еще креативнее поступил известный осетинский юрист Руслан Калоев, который направил заявления в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России, требуя возбудить уголовные дела в отношении директора «Электроцинка» Игоря Ходыко и владельца УГМК Искандера Махмудова: по мнению юриста, они виновны в сознательном нанесении экологического вреда Северной Осетии. Ходу заявлению, конечно, не дали.

Вице-премьер потребовал справедливости

Глава республики Вячеслав Битаров занял в этой ситуации выжидательную позицию: он лишь осторожно высказался, что завод «может быть перепрофилирован». Для оценки деятельности предприятия по инициативе Битарова была создана комиссия под председательством вице-премьера Ахсарбека Фадзаева, в которую вошли чиновники, депутаты и представители УГМК (холдинг, владеющий «Электроцинком»). Фадзаев заявил, что решение о дальнейшей судьбе предприятия будет приниматься только после того, как проведут экологические экспертизы, результаты которых заслушают на комиссии.

Тем не менее, комиссия под председательством Фадзаева предложила республиканскому управлению Росприроднадзора подать в Арбитражный суд Северной Осетии ходатайство в связи с неисполнением заводом судебного решения о создании санитарно-защитной зоны (в прессе почему-то упорно утверждается, будто суд закончился мировым соглашением между заводом и Росприроднадзором). Напомним, что судья Марина Коптева еще в апреле 2010 года обязала завод в срок до 2015 года организовать санитарно-защитную зону радиусом 1 километр (расстояние до жилой застройки Владикавказа составляет всего 300 метров).

Завод пытается избавиться от негативного имиджа «Электроцинк» продолжает добиваться в судах, чтобы его избавили от имиджа нарушителя экологического законодательства. Скажем, еще в сентябре 2016 года управление Росприроднадзора по Северной Осетии проводило проверку завода, выявившую массу нарушений. В частности, на территории складировали экологически опасные отходы – пыль рукавных фильтров, шлам очистных сооружений сточных вод и остатки аккумуляторных корпусов. По фактам выявленных нарушений инспекторы составили административные протоколы, но все они были отменены Промышленным районным судом Владикавказа.

По формальной причине: сроки проведения проверки «Электроцинка» начальником управления Виталием Кокоевым были продлены незаконно (а продлять их пришлось, по объяснениям Кокоева, поскольку нужно было проводить большой объем работ – в том числе дополнительные лабораторные исследования и замеры).

По требованию прокуратуры Северной Осетии проверка «Электроцинка» управлением Росприроднадзора состоялась в марте-апреле нынешнего года, и снова проверяющие пришли к выводу о наличии большого числа нарушений. В частности, по их мнению, у завода отсутствовала лицензия на обезвреживание вредных отходов, он предоставлял неполную и недостоверную информацию в области обращения с отходами, а также на территории «Электроцинка» были неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ. Однако все постановления инспекторов Роспотребнадзора о привлечении завода к административной ответственности были отменены Промышленным судом Владикавказа.

«Электроцинк» сейчас в Арбитражном суде Северной Осетии добивается отмены приказов и предписаний надзорного ведомства (в частности, завод обязывали утвердить утверждении нормативы образования отходов и лимитов на их размещение).

Протестуют против вредных производств КБР и Дагестан

Ситуация с «Электроцинком» – далеко не единственная в масштабах Северного Кавказа. В частности, жители Нальчика в конце октября направили коллективное обращение на имя главы региона Казбека Кокова с требованием закрыть завод «Гидрометаллург», на котором производят вольфрамовый ангидрид и молибденовый концентрат. Ведь еще в 2015 году тогдашние власти республики объявили, что экологически вредное производство перенесут в Прохладный, но это осталось лишь в планах. Между тем, как указывают жители, маталлургическое производство в центре Нальчика приводит к резкому росту онкологической заболеваемости среди горожан (еще бы хорошо, конечно, и официальную статистику увидеть).

Казбек Коков пока официально никак не комментировал требования жителей. А вот, например, глава Дагестана Владимир Васильев пошел навстречу жителям: министр природных ресурсов и экологии Набиюла Карачаев провел встречу с руководителями кирпичных заводов республики и потребовал от них закрыть устаревшие и экологические вредные производства.

Это касается заводов, которые работают так называемым «напольным» способом: кирпич-сырец складируют на открытых площадках и затем обжигают газовым пламенем. По словам Карачаева, при этом загрязняется атмосфера и уничтожается плодородный слой почвы; кроме того, дым от таких заводов мешает птицам, гнездящимся в карьерах. Штука, правда, в том, что еще по итогам 2016 года Набиюлла Карачаев уже заявлял, что в Дагестане закрыты кирпичные заводы, которые работали с нарушениями. Но, видимо, по какой-то чудной причине вновь открылись. Не произойдет ли то же самое и на этот раз?!