Нашим нечитающим детям часто не о чем писать. Но белый лист - это не приговор. Работаем над проблемой
Побеждаем фобию белого листа:
1. Метод «глыбы контента». Французский скульптор Роден творил шедевры из глыбы мрамора, просто «отсекая от нее все лишнее». Придерживаясь этой техники, вручаем юному автору «глыбу контента», из которой он сможет ваять сочинения на любую тему. «Глыбу» золотых тезисов и аргументов «на все случаи жизни» лепим по итогам посещения умных сайтов учителей литературы. Переведи эти «премудрости» на человеческий язык (дабы обеспечить уникальность текста) и заставь будущего автора выучить. Подобные болванки универсальны, так как проблематика сочинений не выходит за границы «вечных» тем.
На чистом листе осколки нашей "глыбы" расставляются в произвольном порядке. Дальнейшие действия напоминают детскую забаву. Нужны лишь состыковки с помощью слов-связок («но», «следовательно», «например»), которые волшебным образом действуют на проверяющих, и вставка «ключей» - слов из темы работы. Далее составленный текст перечитывается, творчески осмысляется, лишнее отсекается.
Преимущество метода заключается в том, что наш лист бумаги гарантированно не останется белым, а, следовательно, механизм фобии не будет запущен.
2. Метод от противного. Реально рабочая схема для наших юных Мефистофилей. Они в большинстве своем не особо ждут уроков литературы. Мятущиеся романтические герои с устаревшими взглядами на жизнь симпатий не вызывают. Морализаторство учителя им тоже кажется откровенным занудством. Увы, педагог лишен объективной возможности установить обратную связь, так как проверяемые сочинения – плод воображения репетитора или готовый интернет-продукт. Однако мятежное мировоззрение подростка может стать катализатором творческого процесса.
Пример. О мечте и реальности на уроках литературы «правильный педагог» размышляет в следующем ключе. Мечта–это здорово, так как от ее волшебных свойств у человека растут крылья и он начинает порхать над обыденностью, совершая чудесные подвиги на благо человечества.
Всю эту романтическую пыльцу твой практичный ребенок злопамятно держит в голове. Как образец классно-урочного «бреда». Отлично! Пусть вспомнит, о чем проникновенно вещал у доски учитель и кратко изложит это в разделе аргументов со ссылкой на «пыльного» классика. Метод от противного поможет ему написать заключение. Обычно выводы даются с огромным трудом, так как вдохновение на исходе. В нашем же случае юный автор тактично расскажет о том, как сильно у современной молодежи поменялись взгляды на уход от реальности и есть ли перспективы возврата к прежним ценностям.
Будь счастлива!