В самый разгар "лунной гонки" обеим державам требовалась сверхтяжёлая ракета. Её наличие значительно повысило бы превосходство одной из сторон, а может быть и вовсе принесло безоговорочную победу. Именно поэтому в начале 60-х годов прошлого столетия СССР приступил к разработке первой в истории сверхтяжёлой ракеты «Н-1». Никто и по сей день не знает, что означала загадочная буква «Н» в названии этого чуда советского ракетостроения.
К 1962 году в главном конструкторском бюро С.П. Королёва были разработаны все компоненты и определены тактико-технические характеристики будущей ракеты. Машина, состоящая из пяти ступеней общей длиной свыше 100 метров, была способна к выводу на опорную орбиту свыше 90 тонн полезной нагрузки - по тем временам огромная грузоподъёмность. "Ношей" могли стать межпланетный корабль или космическая станция. Инженеры представили всю техническую документацию в 30 томах.
Н-1 позиционировал себя как "лунный корабль" - первые три ступени предназначались для выхода на опорную орбиту, остальные две были нужны для дальнейшего полёта к Луне. Но, как мы узнаем далее, этим грандиозным планам не суждено было сбыться.
Проект был одобрен специальной комиссией. Она же и установила сроки первых лётных испытаний ракеты - в экспертном заключении значилась роковая дата «1965 год». У ракеты было множество проблем. Поскольку аппарату требовалась немалая тяга, было принято решение оснастить его большим количеством кислород-керосиновых двигателей. Эта особенность впоследствии и сыграла с кораблём злую шутку.
Первый тестовый запуск состоялся на 4 года позже ожидаемого - лишь в 1969 году. В первые секунды полёта из-за сбоя, система отключила один из двигателей - ему в противовес был выключен и второй. Вследствие чрезмерного давления, обе трубки подачи керосина и жидкого кислорода были разорваны и в результате контактирования двух веществ произошёл пожар и последующая детонация. Весь полёт занял чуть более минуты и закончился крушением.
Но инженеры не отчаялись и уже через 5 месяцев был проведён второй пуск. Но в этот раз всё оказалось ещё хуже. Через 12 секунд полёта все двигатели (кроме одного) были автоматически отключены. Как следствие, нестабильная тяга привела к развороту ракеты на 90° и столкновению с поверхностью. Комиссия пришла к выводу, что при старте был повреждён один из топливных насосов.
После этого конструкторам потребовалось почти 2 года для усовершенствования конструкции и тщательной проработки всех сценариев полёта. Третий по счёту пуск начался успешно - первая ступень отработала штатно. Но сразу же после передачи инициативы второй ступени, ракета стала себя вести крайне странно. В первую очередь, началось вращение вокруг вертикальной оси, вследствие чего конструкция не выдержала сильнейших перегрузок и разлетелась на части. Обломки приземлились в нескольких метрах от стартовой площадки космодрома Байконур.
Это было крайне обидное поражение для разработчиков. Последний пуск состоялся менее чем через пол года. Инженеры уделили колоссальное внимание существующим недостаткам. Заключительный пуск можно назвать наиболее успешным - корабль поднялся на рекордную для него высоту в 40 километров. Но снова всех подвёл топливный насос. Он взорвался, породив пламя, охватившее всю первую ступень машины, а затем и все остальные части. С тех пор запусков больше не проводилось - проект был свёрнут.
Необходимо понимать, что с каждым новым запуском стоимость проекта значительно возрастала и после череды неудач, постигших ракету, общая стоимость проекта превысила все границы. Так закончилась печальная история ракеты, которая вполне могла бы стать национальным достоянием СССР. И неизвестно, как бы сейчас выглядела наша жизнь, будь "Н-1" успешным серийным аппаратом...