Найти тему
ОНИ

Печальная история первой в мире сверхтяжёлой ракеты СССР

В самый разгар "лунной гонки" обеим державам требовалась сверхтяжёлая ракета. Её наличие значительно повысило бы превосходство одной из сторон, а может быть и вовсе принесло безоговорочную победу. Именно поэтому в начале 60-х годов прошлого столетия СССР приступил к разработке первой в истории сверхтяжёлой ракеты «Н-1». Никто и по сей день не знает, что означала загадочная буква «Н» в названии этого чуда советского ракетостроения.

К 1962 году в главном конструкторском бюро С.П. Королёва были разработаны все компоненты и определены тактико-технические характеристики будущей ракеты. Машина, состоящая из пяти ступеней общей длиной свыше 100 метров, была способна к выводу на опорную орбиту свыше 90 тонн полезной нагрузки - по тем временам огромная грузоподъёмность. "Ношей" могли стать межпланетный корабль или космическая станция. Инженеры представили всю техническую документацию в 30 томах.

Н-1 позиционировал себя как "лунный корабль" - первые три ступени предназначались для выхода на опорную орбиту, остальные две были нужны для дальнейшего полёта к Луне. Но, как мы узнаем далее, этим грандиозным планам не суждено было сбыться.

-2

Проект был одобрен специальной комиссией. Она же и установила сроки первых лётных испытаний ракеты - в экспертном заключении значилась роковая дата «1965 год». У ракеты было множество проблем. Поскольку аппарату требовалась немалая тяга, было принято решение оснастить его большим количеством кислород-керосиновых двигателей. Эта особенность впоследствии и сыграла с кораблём злую шутку.

Первый тестовый запуск состоялся на 4 года позже ожидаемого - лишь в 1969 году. В первые секунды полёта из-за сбоя, система отключила один из двигателей - ему в противовес был выключен и второй. Вследствие чрезмерного давления, обе трубки подачи керосина и жидкого кислорода были разорваны и в результате контактирования двух веществ произошёл пожар и последующая детонация. Весь полёт занял чуть более минуты и закончился крушением.

-3

Но инженеры не отчаялись и уже через 5 месяцев был проведён второй пуск. Но в этот раз всё оказалось ещё хуже. Через 12 секунд полёта все двигатели (кроме одного) были автоматически отключены. Как следствие, нестабильная тяга привела к развороту ракеты на 90° и столкновению с поверхностью. Комиссия пришла к выводу, что при старте был повреждён один из топливных насосов.

После этого конструкторам потребовалось почти 2 года для усовершенствования конструкции и тщательной проработки всех сценариев полёта. Третий по счёту пуск начался успешно - первая ступень отработала штатно. Но сразу же после передачи инициативы второй ступени, ракета стала себя вести крайне странно. В первую очередь, началось вращение вокруг вертикальной оси, вследствие чего конструкция не выдержала сильнейших перегрузок и разлетелась на части. Обломки приземлились в нескольких метрах от стартовой площадки космодрома Байконур.

-4

Это было крайне обидное поражение для разработчиков. Последний пуск состоялся менее чем через пол года. Инженеры уделили колоссальное внимание существующим недостаткам. Заключительный пуск можно назвать наиболее успешным - корабль поднялся на рекордную для него высоту в 40 километров. Но снова всех подвёл топливный насос. Он взорвался, породив пламя, охватившее всю первую ступень машины, а затем и все остальные части. С тех пор запусков больше не проводилось - проект был свёрнут.

Необходимо понимать, что с каждым новым запуском стоимость проекта значительно возрастала и после череды неудач, постигших ракету, общая стоимость проекта превысила все границы. Так закончилась печальная история ракеты, которая вполне могла бы стать национальным достоянием СССР. И неизвестно, как бы сейчас выглядела наша жизнь, будь "Н-1" успешным серийным аппаратом...

СВО
1,21 млн интересуются