Найти в Дзене
SAMU Social Moskva

Команда SAMU Social Moskva. Мария Седушкина

Оглавление

Представляем вам тех, кто каждый день помогает бездомным Москвы сделать шаг к новой жизни. Познакомьтесь с Марией Седушкиной — генеральным координатором фонда SAMU Social Moskva.

Чем вы занимаетесь?

Я занимаюсь координацией работы полевой команды, развитием новых направлений, проведением исследований, связанных с бездомностью. Принимаю участие в создании, переводе, публикации печатных изданий по социальной исключенности, а также сбором данных от сотрудников и их анализом.

Где учились и чем занимались до работы в SAMU Social Moskva?

По первому образованию я — художник график. В юности занималась всевозможным политическим активизмом, в том числе арт-протестами. В 2004 году это привело меня в сферу просвещения о ВИЧ/СПИДе, доступа к лечению и наркологии. Я начала с работы консультантом в инфекционной больнице в Питере, параллельно мы занимались защитой прав ВИЧ-позитивных потребителей наркотиков, которым отказывались предоставлять лечение. Затем я училась на программе-курсе по правам человека в Колумбийском университете. Вернувшись домой, я решила продолжать двигаться в этом направлении — но для этого, к сожалению, пришлось забросить искусство.

Чтобы как-то утвердиться в профессии, я закончила магистратуру Европейского Университета в Санкт-Петербурге по социологии. Моими интересами тогда были гендерные исследования и исследование волонтерства.

Вы можете поддержать работу специалистов фонда SAMU Social Moskva, сделав пожертвование: http://donate.samu.ru/

С тех пор я работала в области, связанной с ВИЧ, наркологией, доступом к медицинским услугам мигрантов, помощи детям-сиротам с умственной отсталостью. Работала в Москве, Санкт-Петербурге и Пскове — как в местных организациях, так и в международных, например «Врачи мира», Фонд Ага Хана.

Как пришли в SAMU Social и почему?

Я пришла в SAMU Social в январе 2012 года. Меня очень заинтересовала именно работа с бездомными людьми. Мне почему-то нравится общаться с теми, кого общество не любит и не очень принимает, и, конечно же, я думала, что в качестве генерального координатора я смогу часто выходить с командой «в поле», чтобы общаться с беспризорными детьми, которые на тот момент были подопечными фонда. И даже когда в процессе найма на работу я поняла, что детей на улицах Москвы практически нет, это меня не остановило. И первое, что я сделала — провела интервью с бывшими подопечными фонда: девушками, жившими на улице. Однако выходить в поле получается не так часто, как мне этого хотелось бы…

Для меня в работе важно то, что я вижу результат того, что делаем я и мои коллеги. Именно поэтому я в какой-то момент переключилась на сервисные проекты, в которых ты оказываешь вполне конкретную и понятную помощь, отойдя от каких-то правозащитных, например, программ. И я считаю, что человеческое отношение к человеку (по-другому тут и не скажешь) — это такой фундамент, на котором только и может базироваться ресоциализация. Если человек голодный, у него что-то болит, он не спал лёжа уже неделями, не говоря уже о том, чтобы спать 7-8 часов, — чего можно вообще от него требовать? Я надеюсь, что мы — как общество, как люди — достаточно окрепли, чтобы не думать, что место для ночлега, тарелка супа или первая медицинская помощь — это слишком много для человека, который не соответствует нашим представлениям о том, как нужно жить.

Что вдохновляет в работе? С какими трудностями сталкиваетесь и как вы их преодолеваете?

Меня нередко люди, оказавшиеся в ситуации бездомности, удивляют — своим мужеством, принципиальностью, духовностью. Бывает, конечно, и наоборот. Особенно расстраивает, когда человек настолько болен — зависим от алкоголя или веществ, — что ты просто не знаешь, как ему помочь. Его невозможно, например, госпитализировать, потому что он пьяный в стельку с самого утра, а у него критическая ситуация. Или человек неизлечимо болен… Иногда люди пропадают без вести — остается только гадать, что с ними стало. Вдохновляют успешные случаи, когда люди социализируются, или даже когда просто довольны — не жалуются тебе при каждой встрече, что у них что-то болит, что они не могут сходить к врачу, купить лекарств. Иногда проблемы, которые кажутся бездомному человеку огромными, можно так просто решить: это не требует никаких огромных вложений и титанических усилий! И вот, я думаю, как классно, что мы оказались в нужное время в нужном месте.

Кроме того, у нас достаточно динамичный фонд: мы можем провести исследование или ввести новую программу или вид помощи, если видим в этом необходимость, без лишних бюрократических проволочек, был бы бюджет... Очень здорово, когда есть такая свобода действий!

Мне очень нравится в конце какого-нибудь отчетного периода сводить цифры в базе данных и видеть результаты: ух ты! Сколько людей! Это очень поднимает мне настроение.