Найти тему
⚓Блокнот капитана

Какая она, Венеция? Взгляд российского туриста

Оглавление

Человек, находящийся на отдыхе расслабляется, в какой-то мере теряет бдительность. Даже там, где всё включено, допускать этого нельзя, а наоборот надо уметь корректировать планы. В мае-июне 2015 года мы с супругой отдыхали в Словении, курортном местечке Порторож, что вполне обоснованно переводится как Порт Роз. Словении достался небольшой кусочек Адриатического побережья, в 46 километров. Порторож и есть этот кусочек. Справа – Италия, слева Хорватия, за спиной – сама Словения, а перед лицом Пиранский залив. Хорошее место. Для отдыха есть все необходимое. А для активных, непоседливых отдыхающих, турагентства предусмотрели «бонус» - экскурсию в Венецию.

По пути в Венецию

Мы активные туристы, и для нас вопрос: ехать или не ехать даже не возникал. Вместо него было давно продуманное решение: обязательно посетить Венецию! Вот здесь мы первый раз потеряли бдительность или нам просто не повезло. Как выяснилось рано утром, во время посадки на катамаран, из 343 пассажиров и нескольких десятков членов экипажа по-русски говорят два с половиной человека. Это мы с супругой и один, дай Бог ему здоровья, гид, который из «великого и могучего» кое-что понимал и немного на нем говорил.

-2

Второй прокол, уже вселенского масштаба. Кто бы мог подумать, что после недельной жары, именно в день нашей поездки пойдет затяжной дождь. И это при том, что всемирная сеть сообщала - в этом регионе, в это время года бывает всего 3-4 дождливых дня в месяц. Теплилась маленькая надежда, что это здесь дождь, в Словении, а может там, в Венеции более лояльное отношение к туристам? Впрочем, альтернативы все равно нет. Но ехать надо. Точнее, извините, идти.

-3

Катамаран, как средство передвижения по морю, был нам уже знаком. Удобные кресла, примерно, как в самолете, в салоне бизнес-класса. В баре - кофе, пиво, сэндвичи и пр. Никакого дискомфорта от качки даже у склонных к «морской болезни». Жаль не было возможности фотографировать. Иллюминаторы хоть и большие, но чистоты не идеальной. Да и дождь продолжался. Оставалось только отдыхать в полудреме, предварительно сделав пометки в блокноте. Расстояние от Пирана до Венеции 97,8 км (или 52,38 морских мили, мы же мореплаватели), время в пути 2,5-3 часа. Стоимость экскурсии, в которую включен только переход на катамаране, порядка 70 евро.

Важно! Паспорт с Шенгенской визой – обязательно.

На протяжении всего пути мне не давал покоя вопрос, который по мере приближения к конечной точке нашего путешествия становился все острее. Ответ на него появился уже по возвращении в Пиран. «Венеция – самый удивительный город мира», «Венеция – жемчужина современной Италии», «Обворожительная Венеция», «Венеция – город дожей, каналов, гондол, карнавалов», «Венеция - город сказка» и пр. Это малая часть определений и восторженных эпитетов (чаще всего заслуженных), которые я нашел на страницах всемирной сети. А мы-то куда пришли? Вопрос мучил не только меня. Он просто витал над пассажирами катамарана, пришвартовавшегося на пристани San Basilio в Венеции.

Руссо туристо…, не сахарные и любознательные

Это я про то, что чуда не произошло. Так же как и в Словении, в Венеции шел дождь. Ну что же, не сахарные, не растаем. Тем более, что инстинкт самосохранения сработал и мы привезли из Москвы вот такие средства спасения от дождя.

-4

Большое спасибо тому, почти русскоговорящему гиду, который объявил время и место сбора для возвращения назад и подарил карту Венеции. Он же помог купить билеты и загрузиться в морской трамвайчик вапоретто – основной вид общественного транспорта.

Наш путь лежал по Венецианской лагуне к самому центру – площади Святого Марка – покровителя республики. Было тяжело. Везде: справа, слева, впереди, сзади, иногда сверху появлялось что-то, что обязательно хотелось запечатлеть. В тоже время, отвлекало броуновское движение огромного количества плавсредств. Как они перемещаются? С одной стороны, понятно, что какие-то правила существуют. С другой, но не увидел я каких-либо элементов этих правил.

-5

Тем не менее, мы в Венеции. Кроме нас в этот ненастный день здесь оказались тысячи любителей путешествий из разных стран. Заметным было преобладание жителей Поднебесной. И все были – мокрыми. Впрочем, сразу замечу – в среднем каждый час, минут на десять дождь прекращался. Появлялась возможность сделать несколько кадров или просто полюбоваться венецианскими пейзажами, сравнив полученную предварительно информацию о конкретных объектах с тем, что увидели воочию.

-6

Концентрация достопримечательностей в Венеции зашкаливает за самые высокие нормативы. Если обратиться к Википедии и задать вопрос о каком-либо городе, то в полученной информации будет перечень объектов, представляющих интерес для туристов. В отношении Венеции предлагаются списки: Список дожей (всего их было 120 человек) Список дворцов, Список церквей, Список мостов (которых около 400) и т.д. А еще сведения о 150 каналах, о 118 островах, о ежегодном карнавале, на который съезжается более полумиллиона туристов. и т.д.

-7

Сколько всего накопилось с VI века, когда на островах Венецианской лагуны стали появляться первые поселения до 1797 года, когда Наполеон завоевал эту могущественную республику мореплавателей и торговцев. По сей день на многих исторических зданиях в странах Средиземноморского бассейна красуется барельеф с венецианским львом. Наследили венецианцы.

Что увидел, то и запомнил

Других вариантов просто нет. Парадокс, но первый памятник, который попадается на пути туристов, продвигающихся от причала к площади Св. Марка – Национальный монумент Виктору Эммануилу II – первому королю и объединителю Италии. Второй-первый… Ошибки здесь нет. Вторым он был в своей династии Савойских (до него был первый), а для объединенной в 1861 году Италии он был первым. А потерявшую былое могущество Венецию (побывала и под властью Наполеона, и под управлением Австрии) в 1866 году присоединили к новому государству. Так что памятник стоит, но уважением не пользуется.

-8

Вообще потомки венецианцев избирательно относятся к истории. Кого нужно – почитают, выдают за своего. А что-то придают забвению. Например, Марко Поло – хорват, родившийся на о. Корчула, выдается за итальянца, даже аэропорт в Венеции его именем назван. И только потому, что эта часть Хорватии во время его рождения находилась в составе Венеции. Споры продолжаются и сегодня. Да и в отношении мощей Святого апостола и евангелиста Марка, существуют разные точки зрения. Одни утверждают, что венецианские купцы в 828 году мощи украли, а другие считают, что они их спасли.

-9

Из почти 400 (цифра не точная) мостов, четыре, которые через Грант-канал, имеют названия. А вот среди остальных лишь некоторые удостоились такой чести. Одним из достойных является Мост Вздохов (1602 г.), возвышающийся над Дворцовым каналом и соединяющий Дворец дожей с тюрьмой. Оба здания выходят прямо на набережную. Вынужден разочаровать тех, кто в названии моста усмотрел нечто, покрытое романтическим флером. Это мост, через который преступники, приговоренные к смертной казни, из помещения суда (он размещался во дворце дожей) направлялись в тюрьму и могли последний раз вздохнув, взглянуть на Венецию.

-10

Само здание дворца дожей (палаццо Дукале) – резиденции руководителей Венецианской республики, которые избирались из наиболее богатых и почитаемых людей и оставались на должности пожизненно – начали строить еще в IХ веке. Основное строительство пришлось на 1309-1424 гг. (долгострой – это выдумка не современных строителей). Дворец, наряду с использованием его в качестве резиденции, побывал и крепостью, и зданием Верховного суда, и местом заседания Сената. На первом этаже размещалось военное ведомство, служба цензоров, конторы юристов, было место работы тайной полиции. Сейчас здание передано под экспозицию музея.

-11
-12

Как известно, венецианцы были не только хорошими мореплавателями, но и, а возможно в первую очередь, предприимчивыми купцами. В этой связи, небольшое лирическое отступление. Несмотря на дождь по набережной прогуливалась дама в карнавальном костюме и с удовольствием, ну, конечно за плату, фотографировалась с туристами. Думаю, что в погожие дни у нее появляется немало конкурентов. А в дождь и цену поднять не грех.

Ещё предприимчивее были люди, торгующих в 3-4 палатках «колониальными» товарами. На самом видно месте были выставлены зонты, дождевики (как у меня), бахилы (не такие как выдают в медицинских учреждениях, а высокие, по колено). Предлагали и просто резиновые сапоги. А где предприимчивость венецианская? В Москве дождевик я купил за 100 руб. На площади Св. Марка – за него просили – 5 евро. В свое время, венецианцы обращались к Папе с просьбой предоставить им преференции на ввоз восточных товаров на том основании, что с земледелием у них проблемы. Нашли ведь доводы.

На площади Святого Марка

Прежде чем сообщить о том, как выглядит площадь Св. Марка в дождливый день, вернусь к еще одному символу Венеции – гондолам. Их видно сразу по прибытии вапоретто к причалу. Они качаются на волнах вдоль пирса, стоят в очереди, в ожидании любителей романтических прогулок, стоимостью 90 евро с человека и в пробке, образовавшейся перед финишем. И все это - и гондолы на гондолопарковке, и все 425 гондольера (среди которых есть одна женщина) и нахохлившиеся пассажиры под зонтами – все мокрое.

Но мокрое, так мокрое. «Каждый выбирает по себе…»,- сказал поэт. Мы решили наблюдать за символом Венеции со стороны. Лично у меня все, связанное с гондолами (от их истории, берущей начало в далеком 1094 году до увиденного сегодня воочию) вызвало двойственное чувство. Возможно, что раньше все происходило иначе, но в данном случае (может из-за непогоды), явно видно, что все участники прогулки, как говорится, «отбывают номер». Восторга у пассажиров заметно не было, да и гондольер Баркаролу не пел.

-13

С другой стороны, наблюдение за перемещением этих необычных плавсредств, просто обязывает восхититься мастерством человека удивительной профессии. Насколько четко и выверено входит лодка в повороты, как ювелирно точно, буквально проползает, под низкими мостами. А места на стенах домов, отталкиваясь от которых, гондольер продолжает путь, как будто математически просчитаны. Но больше всего мне понравилась, когда несколько лодок, построившись в одну шеренгу, гордо двигались по Гран-каналу. Казалось, что им все другие уступают фарватер.

Вступив наконец на площадь Святого Марка, я стал активно прокручивать в памяти картинки (готовился же к поездке), пытаясь идентифицировать их с той реальностью, которая была перед глазами. Две колоны, возле которых гид назначил встречу нашей группе. Одну венчает статуя Святого Теодора – бывшего покровителя города. На второй расположился крылатый лев Святого Марка. Проход между колонами у жителей города считается дурным тоном и плохой приметой.

-14

На площади справа дворец дожей, фасадная часть с балконом, который используется в качестве трибуны во время праздников и карнавалов. За дворцом, почти сразу, красивейший Собор Святого Марка, построенный в 832 году для мощей, которые из Александрии привезли купцы. Претерпев много реконструкций, собор приобрел сегодняшний вид в 1340 году. К сожалению, снимать что-то кроме раскрытых зонтов, очень сложно.

Зато колокольня – Кампанила Собора Святого Марка (в нынешнем виде с 1514 года) предстает во всей, почти 100-метровой красе. Правда этот вид сохранили при восстановлении в 1912 году (в 1902 г. колокольня рухнула). Туристам, по крайней мере тем, которые готовы отстоять длинную очередь под дождем, предоставляется возможность за 8 евро подняться на лифте, на смотровую площадку. Но цейтнот – вечный бич туристов. Не хотелось бы, отстоять такую очередь, подняться на площадку и увидеть свой катамаран, уходящий в сторону Пирана. Поэтому знакомство с площадью продолжалось в приземленно варианте. Нельзя пройти по площади, не заметив Оролоджо – башню с часами, еще один символ города.

Наконец, уж совсем шапочное знакомство со зданиями библиотеки Сан Марко и двух Прокураций – Старой и Новой (учреждений подобных прокуратуре, главным предназначением которых был контроль за государственной недвижимостью). Перед тем как покинуть площадь – информация к размышлению. Если не смущает чашечка кофе за 10 евро, то можно пообедать здесь же, в одном из ресторанов.

Не площадью единой…

Жители Венеции только лишь площадь Святого Марка называют piazzo, остальные, имеющиеся в городе – campo-поле. Хотя есть на что посмотреть и на «полях», и на улицах-каналах города. Не знаю, какой алгоритм перемещения по городу должен быть, чтобы не заблудиться в хитросплетении мостов, каналов и площадей. Сначала, уверенность в себе и наличие карты, даже мысли о возможности заблудиться не допускали. Шел, гулял, снимал. Печально выглядят дома, дворцы, соборы, разрушаемые временем, людьми и природой. За ХХ век город опустился в воду на 23 см. Скептики считают, что к 2028 г. он станет непригодным для жилья. Честно говоря, не совсем понятно. Что произойдет за 10 лет?

-15

Когда наступило время возвращаться к месту сбора у меня в арсенале осталась только карта, которую не удавалось привязать к месту. Понимая, что вокруг бродят такие же знатоки города, с трудом нашел аборигена. Я имею ввиду местного жителя, которого определил по отсутствию фотоаппарат, карты/путеводителя и уверенному движению в нужном направлении. Получив исчерпывающую информацию по интересующему меня вопросу (взмах рукой в сторону площади Сан Марко) на место прибыл вовремя. Это не шутка, а совет. Если вы заблудились в Венеции (что очень легко), то ищите площадь Сан Марко.

-16

Многочасовая прогулка под дождем подходила к концу, когда он наконец прекратился и возвращение на пристань Сан Базилио по Грант- каналу прошло веселей. По каналу длинной в 3,8 км и шириной 30-70 метров двигались с небольшой скоростью, позволяющей рассмотреть отдельные объекты, не скрытые теперь за пеленой дождя.

Это, в первую очередь церковь Святого Георгия на одноименном острове, с 75-метровой колокольней. На о. Джудекка - церковь Редетора (Спасителя). Величественная Базилика Богоматери Исцеляющей. Её построили за период с1631 по1687 г установив предварительно 1 млн. свай из лиственницы. Церковь Святого Симеона Младшего. Есть соответственно и церковь Симеона Старшего. Значительно меньше, но старше.

-17

Наконец, познакомились с четырьмя главными мостами, которые в отличие нескольких сот других являются мостами через Грант-канал. Это самый старый (1591 г.) – мост Риальто, мост Скальцы (1934 г), мост Академии и самый молодой мост Конституции (2008 г.)

Возвращение в Пиран позволило слегка отдохнуть. Сидя в удобном кресле и вспоминая подробности экскурсии, осознал, что ключевыми словами рассказа о ней будут Венеция, дождь и мокрый. Да простят меня венецианцы и люди восторженно оценивающие город, но на вопрос – Венеция, она какая? Я знаю ответ. Венеция – МОКРАЯ!

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!