Найти тему
Всему своя мера

О регистрации устройств связи на территории Республики Казахстан. Часть 2

Продолжаем разговор о регистрации устройств связи в Казахстане, первая часть находится тут.

Сокращения используемые в данной статье:

Код - международный идентификационный код мобильного устройства, состоящий из 15 цифр, или International Mobile Equipment Identity (IMEI);

ИИН - индивидуальный идентификационный номер (присваивается для граждан Республики Казахстан; указан в документах, удостоверяющих личность гражданина);

БИН - бизнес-идентификационный номер (присваивается для юридических лиц при их регистрации на территории Республики Казахстан);

Правила - Правила регистрации абонентских устройств сотовой связи, утвержденные приказ и.о. Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 23.05.2018 г. № 226.

Порядок регистрации устройств у операторов сотовой связи в Казахстане до 01.01.2019 г.

На текущую дату механизм регистрации Кодов совместно проработан между операторами сотовой связи, осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, и Министерством информации и коммуникаций Республики Казахстан, является безвозмездным для владельца устройства и состоит из следующих шагов:

1) для личных мобильных номеров физических лиц:

- предоставление оператору сотовой связи ИИН физического лица, являющегося владельцем устройства, согласно установленного данным оператором порядка;

2) для корпоративных мобильных номеров юридических лиц:

- предоставление оператору сотовой связи БИН юридического лица, на которое оформлены корпоративные мобильные номера, согласно установленного данным оператором порядка.

Порядок предоставления вышеуказанной информации у каждого из операторов сотовой связи незначительно отличается, размещен на официальных сайтах операторов и осуществляется, как правило, удаленно посредством SMS или использования мобильных приложений оператора, при этом данный порядок действует только до 01.01.2019 г. и является упрощенным в силу требований раздела 5 Правил. Основной принцип упрощенной регистрации связан с автоматической регистрацией устройств в сетях оператора.

Порядок регистрации устройств у операторов сотовой связи в Казахстане после 01.01.2019 г.

После 01.01.2019 г. порядок регистрации все также остается безвозмездным (согласно требований действующего законодательства Республики Казахстан и заявлений операторов сотовых сетей, но об этом и связанных с данными требованиями нюансами мы дополнительно поговорим ниже), однако несколько осложняется ввиду указания на предоставляемые для регистрации документы, а также установление времени регистрации для физических (не более 4-х часов с момента предоставления всех необходимых документов) и юридических лиц (не более 8-ми часов с момента предоставления всех необходимых документов).

Так, для регистрации после 01.01.2019 г. в абонентские отделы операторов сотовой связи владельцам регистрируемого устройства потребуется предоставить следующие сведения и/или документы:

1) ИИН (для физического лица) или БИН (для юридического лица);

2) Код абонентского устройства сотовой связи;

3) абонентские номера, используемые в регистрируемом абонентском устройстве сотовой связи.

При этом у операторов сотовой связи не имеется точной информации сохранится ли после 01.01.2019 г. упрощенный порядок регистрации устройств, который действует на сегодняшний день и не связан с обязательным посещением абонентского отдела оператора.

Вопросы обязательного посещения абонентского отдела оператора останутся актуальными в случаях:

- смены оператора сотовой связи,

- продажи устройства.

Также с 01.01.2019 г. прекращается обслуживание устройств, которые не были зарегистрированы владельцами до указанной даты, за исключением минимального обслуживания необходимого и достаточного для регистрации устройства в сети сотового оператора.

Запрет не коснется туристов, которые используют услугами роуминга сотового оператора собственной страны, а также устройств, предназначенных для межмашинного взаимодействия (датчики, банкоматы, платежные терминалы и пр.).

-2

Что осталось "за кадром"?!

А теперь давайте разберемся с тем, что на самом деле ожидать от данной процедуры обычному рядовому обывателю. Тут все не так уж и просто, достаточно сказать, что вышеуказанные Правила предусматривают внедрение таких инструментов как:

1) база данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи (БДИК) - аппаратно-программный комплекс управления базой данных сотовой связи;

2) оператор базы данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи (Оператор БДИК) - юридическое лицо, определяемое в соответствии с Законом Республики Казахстан «О связи» от 05.07.2004 г. № 567-II, которое обеспечивает формирование, функционирование, ведение, сопровождение и развитие базы данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи и предоставляет доступ к данным ресурсам.

Итак, исходя из того, что написано в Правилах и положения ЗРК "О связи", можно понять, что оператор сотовой связи и Оператор БДИК - суть разные лица. При этом взаимодействие оператора сотовой связи и Оператора БДИК осуществляется в рамках заключаемого между ними гражданско-правового договора (см. п. 23 Правил), тут по всей видимости речь идет о некоем договоре оказания услуг со стороны Оператора БДИК.

Естественно Оператор БДИК не является благотворительной организацией и осуществляет свою деятельность за цены, которые (!ВНИМАНИЕ!) определяются в соответствии с Правилами ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15.03.2016 г. № 134.

Из предыдущего абзаца становится очевидным 2 момента, о которых нигде не упоминается:

Во-первых, если имеется цена за услуги от оператора сотовой связи в адрес Оператора БДИК, то эта цена скорее всего будет компенсирована операторами сотовой связи за счет своих абонентов, т.е. нас с вами. Конечно, сейчас сложно говорить о том сколько будут стоить услуги Оператора БДИК и возможно на рядового пользователя это никак не повлияет, но тем не менее РИСК того, что услуги операторов сотовой связи могут подорожать, имеются.

Во-вторых, становится ясно, что Оператор БДИК является субъектом государственной монополии, т.е. организацией через которую государство вправе реализовать свое исключительное право на формирование, функционирование, ведение, сопровождение и развитие базы данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи и предоставление доступа к данным ресурсам. Тем самым, государством создается определенное юридическое лицо, которое ввиду своей деятельности должно быть (по всей видимости) достаточно хорошо технически оснащено и обладать высоким уровнем кибер- и информационной безопасности. Навряд ли такое оснащение Оператора БДИК (и постоянное ее обновление) будет стоить дешево, а все это "богатство" в итоге выльется в тарифы для оператора сотовой связи, которые в свою очередь лягут на плечи рядовых абонентов.

Такие вот "подводные камни" прячутся в столь "благородном деле" )

Во третьей части данной статьи я постараюсь изучить опыт внедрения механизма регистрации устройств связи с иностранных государствах.