Из воспоминаний Кузнецовой Елены Владимировны:
"До войны я работала в колхозе дояркой, у нас была большая ферма на 500 голов, а доильных аппаратов в то время не было и доить приходилось вручную. Жили мы тогда под Ровно и когда война началась наше начальство получило распоряжение все поголовье скота гнать в сторону Киева.
Что творилось в те дни — это просто не описать словами. Каждый день немецкие самолеты бомбили все что движется. Они не разбирали где гражданские, а где военные. Кругом пожары, по дороге нам постоянно попадались побитые машины, телеги, рядом с которыми лежали убитые.
В то время военные планировали какие-то учения проводить и дороги все были забиты техникой и обозами. А когда немцы начали бомбить, то огромная масса беженцев хлынула с Западной Украины на восток. И вот мирное население шло от границы на восток, а военные наоборот – на запад.
Женщины, дети, старики, кто с чем – все бежали от войны. Поэтому чтобы не попасть под обстрел мы наше стадо вели по полям подальше от дороги. А ведь лето было, жара, километров десять пройдем и как только речушка покажется сразу же туда, привал значит делали. Это человек может сутками ничего не пить, а скотина не может, ее поить надо.
Один раз на наше стадо немецкий самолет скинул бомбу и восемь коров погибло на месте, а еще пять пришлось добить чтобы не мучились. Мы доярки плакали, когда видели, как умирают наши любимцы. Мы ведь каждую по кличке знали.
Потом, когда дошли до места, от нашего стада всего половина осталось. Одни коровы отбились от стада, другие погибли под бомбежкой. Какое время было страшное!
Никто тогда не думал, что война на четыре года затянется, думали, что повоюют немного и успокоятся. А вышло вон как! В тех населенных пунктах где шли бои целых домов практически не оставалось. Одни развалины. И когда люди возвращались в родные места, то жить им было негде. Приходилось скитаться, ютиться у родственников. "