То, что историй про пиратов не так много, как про врачей, отважно спасающих чужие жизни и часто сливающих в процессе свои, еще не говорит о том, что писать их не нужно хорошо - это понимают авторы сериала Черные Паруса, в котором прекрасно, практически, все - от названия и начальных титров, до того гордиева узла конфликтов, что постоянно поддерживают интерес зрителей на плаву. А то что не прекрасно заметно не особо, на фоне всего великолепия.
Начиная с названия...
Будь у нас 1000 и 1 сериал на тему того, как при помощи корабля и вооруженных людей отобрать чужое богаство - вероятно, Парусам пришлось бы гораздо дольше размышлять над столь же элегатным и при этом точно характеризующим историю названием. Однако, даже фильмы о том, как капитан Джек Воробей захватывает франшизу - пошли простым путем, не стали ничего выдумывать и включили слово "пираты" в свое название - Черные Паруса отхватили свое.
Начальные титры, которые я обычно не очень люблю, считая пережитком прошлого, тут стилизованы под вырезанные, видимо, из кости фигурки - и особенно мне нравится последний образ - человек и смерть/ мертвец борются за флаг. Когда видишь сколько труда и смысла вложено уже в титры, как они "в тему", можно ожидать, что и дальше все будет отлично.
Если подумать, то почему так мало сериалов и фильмов про пиратов? Если отбросить в сторону вопросы бюджетирования масштабных сражений с участием кораблей - Пираты это пример одной из идеальных исключительно голливудских историй - у них всегда есть размах - морские сражения, большие прибыли и большие же потери - они постоянно имеют дело с жизнью и смертью (высокие ставки), можно показать и отвагу, и благородство, и предательство, и любовь - что хочешь, в общем, можешь показать и сделать это максимально визуально красиво и просто. Кровь капает с клинка на потрепанную палубу. Сотни глаз смотрят на капитана. Побежденный поднимает голову, даже не моля о пощаде. Вот это все. Практика показывает, что был бы талант, исхитриться на многое можно и в больнице, и в управлении шерифа, и где угодно - но такой размах и такая непосредственность в историях про регулируемые сферы - все же не правило, а исключение.
Так вот, Пираты. Главное, что поняли Черные Паруса и на чем они строят свою стратегию: конфликт - наше все. В других сериалах, как правило, все же есть некие долговечные альянсы, друзья дружат, союзники союзничают и все это на постоянной основе - в Парусах проблемы у всех со всеми, альянсы заключаются, чтобы при следующем же повороте сюжета - разбиться вдребезги, а если и не разбиться, то формальные договоренности и необходимость работать вместе все равно будут идти рука об руку с несогласием, разборками, утаиванием информации и недосказанностью.
Добавьте к этому то, что авторы не боятся храбрых ходов - это все смерти тех, кто казался от подобного застрахованным - все те повороты сюжета, которые делают ситуацию хуже, и непонятно, как все это дерьмо потом разгребать, и вы получите все, что нужно, чтобы скрыть какие-то нелогичные, притянутые за уши во славу нового поворота момента. Тем более, что допуская и такое, авторы потом по мере возможности подчищают за собой - давая объяснения случившемуся.
А как вишенка на торте - отличные, очень фактурные, словно, вырезанные из той же кости, что и фигурки в титрах, персонажи. В Парусах, не один, не два, не три персонажа, вокруг каждого из которых мог бы крутиться свой сериал, в Парусах едва ли не каждый первый такой, что конфликт с ним не приведет, просто не может привести к какому-нибудь мирному разрешению. Понятное дело, это обусловлено также и тем, что сериал про пиратов, и, как минимум, ставить капитанами вы должны настоящих лидеров, сильных, мощных, добивающихся своего, но в отличие, от множества других сериалов, "танцующих" вокруг своих фактурных игроков и сталкивающих их лбами только в случае если заранее готовы пути к отступлению, Паруса направляют их друг на друга, словно бы даже между делом. Чтобы вы понимали масштаб, противостояние двух смертельно опасных капитанов, обычно даже не главное событие серии!
Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры
Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры
Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры
Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры
Тысячи их !
Мне очень нравится, как создатели сериала строят свою историю. Они могли бы пойти простым путем, заставляя пиратов- просто грабить, просто сражаться друг с другом и т.д. Вместо этого, на маленькие личные и сиюминутные цели, авторы накрутили махину грандиозных на сезон и больше. Так, например, все начинается не с простой обычной пиратской жизни - а с охоты за огромным кушем, требующей командной работы, огромных ресурсов и целого сезона, но и это еще не все. Только вы могли бы подумать, что нажива, пусть и масштабная, это все, к чему стремятся пираты, как оказывается, что само их существование в целом (а не каждого отдельного пирата) под угрозой, и срочно нужно придумывать план, как бы сделать так, чтобы "корона" не смела их с лица земли. Эти вот цели, вкупе, с отличным написанием и тысячей и одним конфликтом поддерживают ваш интерес на плаву, даже когда корабли, надежды и альянсы идут ко дну.
P.s.: И пара слов о разнообразии, которого зачастую не хватает тому что мы читаем и смотрим. То, что написано ниже это выход за рамки истории и взгляд на нее в контексте того, что происходит в мире. Все это характеризует качество не истории, а того общества в котором мы живем.
Отношение к женщинам: видимо, ориентируясь в основном на мужскую аудиторию, авторы Черных Парусов, все же, стараются вкладывать свою лепту в равенство, но делают это максимально осмотрительно и осторожно. Так у нас есть три женских персонажа, активно влияющих на сюжет, которым уделяется много экранного времени. Но обратите внимание, как они вписаны в логику сериала. Создатели Парусов постарались сделать так, чтобы никаких претензий к ним возникнуть, попросту, не могло. Одна из героинь - Макс-предпримчивая проститутка, тут, если мы, как авторы, боимся гнева своей аудитории, никаких вопросов, в целом нет. Вторая - единственный пират женского пола, и тут начинаются объяснения (возможно, основанные на реальности, я не беру историческую составляющую), что она, дескать, не сама по себе такая пиратка, а нашел и спас ее Рэкхем, так они друг друга и поддерживают долгое время. Элеонор Гатри, которая держит пиратский остров под собой, тоже оказалась на этом месте, не потому (или не столько потому), что действительно подходит для этой роли, просто раньше всем заправлял ее отец, она просто приняла бразды правления, да к тому же, с одним из пиратов у нее сексуальная связь, что так же дает ей определенную поддержку. Авторитет Гатри постоянно ставится под сомнение, но именно в этом сериале, это не является специальным отношением к ней, как к женщине. Так, например, авторитет капитана Флинта, также постоянно под вопросом.
Что, в плане отношения к женщинам, мне не понравилось - так это, целая сюжетная линия с изнасилованиями Макс, не особо логичная, и очень затянутая.
Отношение к мужчинам: судя по тому, что на протяжении первого и второго сезона основным источником сплетен и наводок служит бордель, помимо главных персонажей, остальные мужчины, рассматриваются создателями, как бесполезные идиоты, не умеющие держать язык за зубами от слова совсем. Кроме того, как ведомое стадо, часто они рассматриваются и во взаимотношениях капитанов друг с другом и с доверенными лицами. Понятное дело, с десятком серьезных персонажей сложно управиться, будь их сотни и задача стала бы невероятной, но хотелось бы, видеть более элегантные решения, все-таки, не маркирующие большинство мужчин таким образом.
Отношение к расе: хотя люди разных рас и мелькают среди массовки пиратов значительного внимания им не уделяется и на сюжет они, практически, не влияют.