Найти тему
singa

Человек с фигурой атлета и руками бога

Признать влияние популярной музыки на мировую культуру — важнейшая цель Гершвиновской премии Библиотеки Конгресса США. В Америке эту премию присуждают лучшим композиторам и исполнителям за их вклад в формирование популярной музыки. Данная почётная награда сравнительно молода, ей чуть больше 10 лет.

Учреждена она была в 2007 году и названа так в честь братьев Джорджа и Айры Гершвина. Джордж Гершвин был известным американским композитором и виртуозным пианистом. Он мог часами импровизировать на различных музыкальных инструментах. Именно Джордж внёс огромный вклад в развитие симфоджаза и в становление музыкальной культуры США.

Джордж за фортепиано
Джордж за фортепиано

В своё время он стал и автором первой национальной американской оперы. Гершвин не был классическим джазовым композитором, он лишь использовал в своих сочинениях многие элементы джаза, считая, что произведение, полностью написанное в джазовом стиле, не может претендовать на мировую популярность.

Родился Джордж в Бруклине в 1898 году, в семье еврейских эмигрантов из России (настоящее его имя —Яков Гершовиц). В школе мальчик учился нехотя, ему больше нравилось кататься на коньках и слушать музыку. Однако, судьба уготовила ему быстрый творческий взлёт и всемирное признание. А началось всё с одного простого школьного концерта, на котором выступал Марк Розенцвейг.

Мальчик так был впечатлён игрой скрипача, что после концерта несколько часов ждал его под проливным дождём. А когда ему сказали, что тот уже ушёл, сразу же отправился к нему домой. Он часто стал навещать Марка, играл у него на фортепиано, учился мастерству и внимал советам музыканта.

Благодаря непреодолимому желанию Джордж научился играть даже лучше чем его брат, который тоже занимался музыкой и готовился посвятить себя этой профессии. Парнишка всего добился своим трудом, сам изучал азы сольфеджио, ежедневно старался заниматься чем-нибудь новым, импровизировал, прослушивал, запоминал, перенимал опыт и отшлифовывал свою технику.

Занимался он и с Рубином Голдмарком, который и научил мальчика гармонии, необходимой для каждого музыканта. Судьба сблизила Гершвина и с великим профессором Иосифом Шиллингером и со многими выдающимися деятелями культуры тех лет.

Парню очень нравились самобытные народные напевы и инструментальные импровизации негритянских кварталов. Чтобы он не услышал, всё старался повторить, а иногда и дополнить своими оригинальными интерпретациями. Джордж безумно любил музыку и пытался не упустить ни одной возможности, чтобы посетить джазовые концерты, которые проходили в городе.

В 16 лет юноша уже начал работать в музыкальном издательстве Джерома Ремика, в котором должен был играть популярные композиции, привлекая своим исполнением многочисленных посетителей. В те годы Джорджу приходилось частенько рекламировать эстрадные новинки, но благодаря им он научился постигать характерные жанровые особенности популярных мелодий.

Каждый день молодой человек набирался опыта, а после того как в 1915 году ему посчастливилось познакомиться с Чарльзом Хамбицером, Джордж узнал и о великом Шопене, Листе и Дебюсси, тогда же парень и решил полностью посвятить себя музыке. Он не хотел учиться на коммерсанта как того требовали родители, а решил шагать своим путём, навстречу успеху.

Гершвин всего добился благодаря своему трудолюбию и терпению. Он был не только музыкантом, но и отличным художником. Посмотрите на его оригинальные картины.

у мольберта
у мольберта

Конечно, безукоризненный слух и музыкальное чутьё сыграли не последнюю роль в творчестве композитора. На Джорджа обратили внимание влиятельные представители шоу-бизнеса. Искру гениальности заметила и популярная американская певица Софи Такер, которая спела его песню. После этого имя Гершвина стало ещё чаще появляться в прессе.

Со своего совершеннолетия этот шустрый паренёк стал писать и для Бродвея. А через каких-то 7 лет его узнавали на улицах, приглашали в самые прославленные мюзиклы страны, а главное, его музыкальные композиции полюбили, и заветная мечта Джорджа стала постепенно сбываться.

Теперь молодому человеку было не нужно подрабатывать, его музыку заказывали самые известные мюзиклы. А он по-прежнему учился, развивал своё мастерство, продолжал ходить на занятия к Шенбергу, и к самому Стравинскому. Позднее работал и автором в джазовом оркестре Пола Уайтмена.

Имя Гершвина становится легендарным. Думаю, что оно достаточно прочно закрепилось и на джазовой сцене, а многие из его композиций можно услышать и в современных фильмах: «Великий Гэтсби», «На 50 оттенков темнее», «Улыбка Моны Лизы»...

Песни Джорджа обладают изумительным качеством, их можно петь и оперным классическим певцам, и на эстраде, в кабаре и ночных клубах, ресторанах и школьных вечерах. Наверное, кто-то слышал и очень популярный бродвейский мюзикл под названием «Детка, будь умницей» этот хит пленил Америку. Для мюзикла Джордж написал песню «The Man I love», которую и сегодня исполняют многие артисты, называя её маленькой поэмой любви.

Произведения Гершвина пропитаны самобытной красотой джаза, темпераментностью импровизаций и фольклорными ритмами. Многие очевидцы, вспоминая игру композитора, писали:

Разлетавшийся по залу блеск, виртуозность и точность ритма в его игре были невероятны, уверенность и легкость – еще более невероятны... он «заводил» оркестр и публику буквально «сдвигая их с места» и это просто наэлектризовывало воздух.

Одна его опера «Порги и Бесс» чего стоит. Идея для создания этой удивительной оперы пришла к композитору совершенно случайно, он просто не смог уснуть и решил прочитать роман Дюбоза Хейуорда «Порги». После чего маэстро целый год вынашивал и продумывал сюжет, строил планы, сочинял будущие мелодии у себя в голове.

Как и все творческие люди он порой не мог заснуть, если им были не написаны хоть несколько партитур. Сегодня мы с вами можем послушать его великолепное произведение в исполнении замечательной Анны Нетребко и Эрвина Шротта (дуэт Порги и Бесс). Услышав музыку, вы сами поймёте силу таланта этого человека, влюблённого в мелодичные экспромты.

Это произведение рассказывает о жизни и любви молодых людей из негритянского захолустья, но какая в нём яркая всепоглощающая новизна музыки, темпераментный колорит. Опера получила ещё при жизни композитора мировое признание.

Джордж Гершвин сумел построить ошеломительную карьеру, его боготворила публика, любили женщины, уважали профессиональные критики. Этот человек смог разрушить высокие стены между классическими и популярными направлениями в музыке, как композитор он оказал огромное влияние на развитие джаза.

Вероятно, поэтому Библиотекой Конгресса и была учреждена премия, названная в честь талантливых братьев Гершвин. Первыми, кто удостоился этой награды стали Пол Саймон, Стив Уандер и Пол Маккартни.

В прошлом году эту престижную музыкальную премию получил талантливый американский продюсер, автор-исполнитель Смоки Робинсон.

Все, кто был удостоен этой награды должны были и в дальнейшем являться образцом для подражания молодым и талантливым исполнителям также как в своё время братья Гершвин являлись для многих кумирами.

Джордж Гершвин прожил недолгую жизнь, и за свои 39 лет написал более 200 композиций, опер, мюзиклов, а автором почти всех текстов был его старший брат. Талантливые братья смогли увлечь своим творчеством миллионы поклонников и любителей разных музыкальных жанров как в своей стране, так и за рубежом.

-3