В конце октября в Москве стало совсем уныло и мы долго думали куда бы рвануть на ноябрьские праздники, чтобы новый маршрут, чтобы что-нибудь интересное увидеть, получить новый опыт, но при этом и удовольствие получить.
Изначально план был таков: Москва — Минск — Вильнюс — Паланга — (по Куршской косе) — Калининград — Вильнюс — Рига — Таллин — (на пароме) — Хельсинки — Санкт-Петербург – (опробовать новый платник) — Москва.
первоначальный маршрут
Как обычно вечером за ужином после обсуждения маршрута мы сразу начали искать жилье по маршруту, сразу же забронировали паром Viking Line из Таллина в Хельсинки на 04.11 на раннее утро — 5300 рублей с завтраком на двоих. Кстати, читая отзывы о завтраке на этом пароме мы думали, что получим чуть ли не уровень Kempinski или Crowne Plaza – не тут-то было. Завтрак был как в обычной гостишке уровня 2-3*.
Накануне выезда я всегда мониторю прогнозы погоды по точкам на маршрутах, причем еще и статистику по погоде по годам/месяцам, бывает жесть уже в начале ноября или нет.
Статистика, бессердечная ты сука, выдала, что минусовые температуры, лед, снег регулярно бывают в Прибалтике в начале ноября, но конечно не всегда.
Встал вопрос шипы или липучки, к слову сказать липучки с прошлого года у меня уже стояли на оригинальных дисках, а комплект шипов мирно ждал своего шанса, казалось бы, «Валера, настало твое время», так как в «другую» Европу на шипах все равно не пускают и этот год может стать удачным для отличной и свежей Hallapeliita 8. В противном ушла бы она уже терять шипы по нашим веселым дорогам с новым владельцем.
Но, не тут-то было… «Это фиаско братан». Прибалтика, хоть и весьма лояльно относится к шипам, но есть жесткие сроки, когда разрешено использование шипованной резины:
1. Латвия – с 01.10 по 30.04
2. Литва – с 01.11 по 09.04
3. Эстония – с 15.10 по 31.03
4. Финляндия – с 01.11 по 15.04
Само собой, по закону подлости заезжать я планировал в Литву 30.10.
Я не унывал, написал несколько писем в профильные ведомства, отзвонился местным друзьям, попросил их уточнить данный вопрос.
Типовой ответ из ведомств похлеще наших государственных отписок: «выписка из закона, остальное запрещено!»
Ответ друзей: «Все говорят, что 30.10 на шипах запрещено ездить, но… дашь взятку на границе и тебя пропустят.» А я мзду не даю и не беру, так что покупку свеженьких дисков для шипованной резины пришлось отложить на неопределенный срок. В субботу (27.10) проверяя прогнозники увидел, что по всем прогнозам уже маячил первый хороший снегопад на утро вторника (30.10.) С утреца в воскресенье я переобулся и бросил в машину цепи на всякий случай. И вот 30.10, планировал выезжать в 5 утра. Посмотрел в окно – все белым-бело, посмотрел Яндекс – уже пачка аварий на МКАДе и Минке, решил спать до 7.00, дабы успели почистить трассу, да и отпустило ото льда, так как все-таки 80% водителей конечно же были еще на летней резине. Надо сказать, что это был весьма редкий случай, когда метеорологи за 4 дня четко предсказали погоду. Далее весьма все грустно, час на МКАДе, платник М-1, тупеж в районе Кубинки. Заправка Лукойл после Смоленска, покупка Зеленой карты, кстати всегда там покупаю, так как есть два бонуса: 1. Пока заправляешься тетенька успевает выписать полис. 2. Оплата картой. К слову по плану было обойтись по максимуму топливом Лукойл, дабы сэкономить и не заливать буржуйское топливо. Немного опережая события – это удалось. Далее был Минск, встречи с друзьями и коллегами. На следующий день перегон до Вильнюса. Недалеко от границы Лукойл по правой стороне, где вкусный кофе и сосиски сделали мне запас хорошего настроения, так как в этот раз границу проходил довольно-таки долго, Литовцы крайне медленно к себе запускали людей. На круг где-то 2 часа. Обычная среда. Обычный день, но совершенно неприличная очередь. Уже в Вильнюсе у меня с друзьями состоялся диалог: — Жень, что можно посмотреть или сделать сейчас в Паланге за полдня? — Лучшее, что ты можешь сделать, это туда не ехать! По сути маленький курортный городок осенью умирает и делать там в несезон особо нечего. Так что в Палангу я не поехал и к сожалению опять мне не удалось проехать и поснимать/полетать на коптере по всей Куршской косе (так как один раз мы были на прокатной машине со стороны Зеленоадска и была адовая погода, что даже из машины выходить не хотелось). В связи с чем маршрут пришлось изменить: Измененный маршрут Я конечно всегда стараюсь сделать маршрут максимально кольцевым, чтобы за туда/обратно успеть посмотреть максимальное количество мест. Отдельно хотел остановиться об аренде жилья в Вильнюсе. В этот раз я первый раз попробовал там поискать через Airbnb – и нашел весьма чиповый вариант, около 30 евро в сутки за абсолютно новую квартиру в центре в новом доме.
Так я собственно и откисал в Вильнюсе до прилета Оли в пятницу (02.11) вечером.
03.11 рано утром мы убыли в сторону Таллина, обсудив накануне, что в Ригу нас вообще не тянет и помчим транзитом.
В Таллине у нас уже была забронирована квартира в самом центре рядом с церковью святого Олафа. Отдельная история, как мы выбираем жилье. Всегда стараемся найти какой-нибудь нестандартный вариант, в этом случае это была квартира с отдельным входом на первом этаже с окнами на церковь и … камином!
Итак, выехали мы в сторону Таллина, дорога надо сказать от Вильнюса до Латвии очень даже классного качества, зимой правда включают ограничение 110 км/ч, местные советовали не наглеть и ехать 130 км/ч на круизе и получать удовольствием.
В Латвии качество дорог заметно хуже, да и уже… Причем у меня был в голове «бонус», полгода назад на мартовские праздники я в Латвии проштрафился на 60 евро и конечно же не оплатил штраф, так что очень не хотелось попадаться на глаза местным полицаям. В этот раз пронесло (забегу вперед, в Латвию так и нет желания возвращаться пока).
Подъезд к Таллину вообще был «веселый». Вот в Амстере есть улица красных фонарей, а тут улица красных светофоров… думаю километров 15 от окраины до центра идут светофоры (в основном пешеходные) каждый 200 метров. Это конечно адище… из-за этого не запланированного простоя мы приехали в Таллин четко на закате. Бросили вещи в квартиру. О, парковка!
Отдельная песня это парковка в Таллине, как и везде в других европейских столицах, она тут @куеть какая дорогая, 10 центов в минуту, вот же ж маргиналы, поминутно считают, но не так жестко, как в Риге с ее – 4 евро за первый и 7 евро за каждый последующий.
В итоге нашли парковку «Rannamäe tee 5 Parking» прям у ворот в старый город за 10 евро в сутки.
Конечно мы знали, что дров для камина не будет – заехали по пути на заправку и купили коробку дровишек.
Вечером погуляли по центру. Пытались поужинать, но в рейтинговых местах были адовые очереди из наших соотечественников, так что зашли в супермаркет взяли еды и пошли жечь камин.
К слову дровишек четко хватило до отдоха ко сну. У нас был ранний подъем, так как отправление парома было в 7:00, до терминала ехать 10 минут.
Регистрация, погрузка прошли весьма быстро.
Обратили внимание, как люди разбежались занимать удобные места в холлах, кафе и тд для сна, как будто все всю ночь не спали. Мы же погуляли по палубам.
Позавтракали и все остальное время любовались рассветом с кормы парома. Это конечно невероятно красиво.
Спустя два часа, подходим к Хельсинки, первый и последний раз я там был полжизни назад, то есть прошло уже 16 лет, но на мой взгляд ничего не изменилось. Мы погуляли по центру, посмотрели на Собор Святого Николая, сходили налево, сходили направо, перекусили в какой-то семейной кафешке с мумми-троллями.
В общем никаких впечатлений нет, обычный мелкий портовый городишко. Да, я знаю, что есть большой парк аттракционов, парк на острове, комплекс Эврика и даже аквапарк, но туда совершенно не тянуло и хотелось просто природы. А тут у нас был козырь в рукаве. Мы арендовали домик прямо на берегу залива, да и с банькой внутри. «Sauna House by the Sea». Находится в дикой глуши.
Пока дом готовили к нашему приему, мы решили где-нибудь в окрестностях быстренько перекусить – нам не удалось найти ни одного работающего общепита! Хорошо мы предусмотрительно заехать в магазин в Хельсинки и затарились едой.
Кстати я решил взять пару банок пивчанского под ужин и баньку в местном магазине – пиво стоит космос, порядка 5 евро за банку и оно весьма себе дрянное, в добавок при покупке у меня проверили паспорт, потом зачем-то запросили документы у супруги, потом опять мой паспорт сверять данные на банковской карточке с данными в паспорте, благо продавец видимо только сделала вид, что сверяет – так как ФМС считает, что мое имя пишется, как: «GENNADII», банки считают «GENNADY», а иностранные друзья вообще пишут: «GHENNADY».
Погуляли мы по окрестностям, затопили баньку, приготовили ужин.
Как же легко дышится в сосновом бору.
В общем вырубились без сил.
Рано с утра дернули в сторону Питера. Первое, что нас расстроило – грязнейшие дороги. Это просто труба. В моем личном рейтинге грязных дорог за границей теперь это почетное первое место (второе место Польша в районе Кракова-Закопане). Подъехав к границе машина уже была вся в слое грязи. Прохождение границы весьма удивило – менее 40 минут на обе стороны. И тут самое интересное, последняя заправка была в Белоруссии, бортовой компьютер показывает 30 км до финиша, но все было рассчитано – через 10 км после границы есть отличный Лукойл. Полный бак, кофе и сосиски).
И мы уже летим в сторону Санкт-Петербурга. Первоначально думали заехать пообедать, но так как у нас уже были на руках билеты в Питер на конец ноября – решили давить транзитом, чтобы быстрее оказаться дома. В окрестностях Питера, особенно уже на трассе М-10 творится какойто дальнобойщицкий беспредел – фуры постоянно обгоняют, подрезают, часто тупо едут в левом полосе. Это какое-то мракобесие, если честно, но благо впереди нас вроде ждал манна небесная в виде М-11. В принципе она такой и оказалась. Мы очень быстро домчали до Твери, правда наши водители еще конечно не привыкли ездить по скоростным магистралям:
— Ограничение 130 – встать в левом ряду и ползти – легко!
— Начать обгон (при скорости 100-120), не посмотрев в зеркала и заставить сзади едущих бить по тормозам – легко.
— Обгоны, которые больше похожи на гонки асфальтоукладчиков – вообще элементарно.
— Пролететь заправку – включить аварийку и топить задним ходом по скоростной автомагистрали – да конечно сделаем.
Отдельная тема АЗС – они пока там нестационарные, стоят контейнеры, на них всегда большие очереди. Везде стоят таблички, что АЗС для аварийного использования, заправляйтесь заранее. Интернет завален сообщениями – заправляйтесь заранее. Нет, два десятка машин в очереди на каждой.
В общем за 9 часов мы долетели от Хельсинки до Завидово это почти 1000 км с учетом границы…
А от Завидово ехали до Химок еще 3,5 часа. Виной всему постоянные аварии, буквально каждые 10 км. Судя по ситуациям – главная причина летняя резина, вечером в понедельник подморозило и конечно никто этого не ожидал.
Для примера ни одного ДТП за эти 2800 км я за пределами России не видел. Под Питером парочку, а остальное в Московской области. Это какое-то реально мракобесие.
Итого резюмируя поездку: в Латвию, Эстонию, Финляндию ни ногой. Финка только, если как транзит в Скандинавию.
Расходы (минимум):
1. Дизель – 180 литров ~8000 рублей.
2. Гринкарта – 2400 рублей.
3. Паром – 5300 рублей.
4. Гостиницы ~20000 рублей.
Берегите друг друга и свои машины, больше путешествуйте на авто, следите за нашими набегами, всегда Ваши, Горные беженцы.