6 декабря 1741 года Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот в Петербурге.
Интересно, что политические амбиции разбудили в ней французы и шведы, а на переворот толкнула сама действующая императрица Анна Леопольдовна.
Не смирившиеся с поражением в Северной войне, шведы искали кого-нибудь, кто может претендовать на российский трон и с кем можно договориться о возврате части потерянных земель взамен на финансовую поддержку.
Французы, враждующие с Англией и Австрией, стремились лишить последних сильного русского союзника. Смена власти в России сулила изменения во внешнеполитической направленности.
Обе стороны сочли Елизавету Петровну самой подходящей кандидатурой. Под управлением любительницы развлечений и удовольствий Россия, по их предположениям, должна была ослабнуть.
Шведский посланник Нолькен действовал напролом. Установив контакт с цесаревной через ее личного лекаря Лестока, он сделал ей совершенно прямое предложение – шведы развязывают войну с Россией и свергают действующую императрицу Анну, в результате престол достается Елизавете, а она взамен отдает им Прибалтийские земли. Дополнительно, после подписания договора, ей выплачивают 100 тыс. экю.
Французы действовали со свойственной им элегантностью. Маркиз де ла Шетарди, считая Елизавету легкой и ветреной особой, окунулся в мир русских интриг, стал заигрывать с рыжеволосой цесаревной, посещать дворец в ночные часы, предвкушая, как будет править Россией после удачного осуществления заговора.
Елизавета предложения не отвергала, но от обязательств и подписания бумаг воздерживалась.
И Шетарди, и Нолькен воплощали свои планы так топорно, что русские государственные деятели не успевали разгребать доносы о возможном заговоре. Анна Леопольдовна пригласила подругу на серьезный разговор. Елизавета опровергала все намеки и смогла убедить императрицу в своей преданности. Но сама испугалась и для этого были основания.
Блистательный интриган Андрей Остерман погрозил арестовать Лестока, который под пытками выдал бы всех. Кроме того, Анна Леопольдовна повелела выдворить из Петербурга гвардейцев, зная, что Елизавета слишком уж популярна среди них. Медлить больше было нельзя, и Елизавета решилась.
В ночь с 24 на 25 ноября по старому стилю она приехала в казармы Преображенского полка, где и произнесла свое знаменитое обращение к гвардейцам.
308 гвардейцев в прямом смысле на своих плечах возвели Елизавету на престол.
Кстати сказать, идейные побудители заговора - Нолькен и Шетарди ничего не выиграли от воцарения Елизаветы. «Веселая императрица» всегда интересы государства ставила на первое место и помнила, что она дочь Петра и продолжает его дело.
Что касается ее любви к нарядам, то действительно после нее осталось почти 15 тысяч платьев, по 2 на каждый день правления. Немного, учитывая, что переодеваться Елизавета могла по 7 раз в день.
Если понравилась статья, поставьте ЛАЙК
Подписывайтесь на канал, чтобы не потерять