Найти в Дзене

В памяти от события оседают фразы

Игорь ГУБЕЕВ

Фразы, осевшие в памяти

Посетив литературный семинар-совещание в г. Бугуруслане, я был настолько приятно впечатлен увиденным и услышаным, что решил поделиться своими наблюдениями с теми, кто там не был, но кому это могло бы быть небезынтересным. Так как изначально я не планировал что-либо писать по данному поводу, то я не фиксировал происходящее настолько подробно, насколько это необходимо для написания полноценного репортажа, поэтому мои заметки носят поверхностный характер и содержат лишь отдельные фрагменты, закрепившиеся в памяти.

Во-первых, хотелось бы отметить хороший уровень организации: особенно обрадовало бесплатное жилье и питание, экскурсия в дом-музей писателя С.А. Аксакова и другие сопутствующие мероприятия.

Касательно проведения самого семинара хотелось бы отметить один маленький недостаток: по условиям встречи авторы заранее предоставили свои рукописи руководителям семинаров – профессиональным поэтам и прозаикам, производившим разбор присланных текстов и впоследствии высказавших оценочное суждение о них. Недоработка состояла в том, что тексты требовалось распечатать в нескольких экземплярах для других участников, таких же молодых авторов, для совместного и более широкого обсуждения. Но большинство семинаристов не было проинформировано о необходимости иметь с собой дополнительные распечатки своих подборок, потому стихи приходилось воспринимать исключительно на слух, что было не совсем удобно, так как данное обстоятельство уменьшало возможности полноценного анализа услышанных текстов.

Молодые авторы были разделены на три группы – одна группа прозаиков и две группы поэтов. Я попал в группу (избиения младенцев), где руководителями были Нина Александровна Ягодинцева – поэтесса, секретарь Союза писателей России, кандидат культурологии, г. Челябинск; Соладиев Сергей Александрович – поэт-пародист, г. Екатеринбург; Наталья Юрьевна Кожевникова – поэтесса, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, г. Екатеринбург.

Первое, что хотелось бы отметить – разнообразие тем и стилей, высокий уровень произведений. Ребята собрались талантливые, серьезно относящиеся к своему делу, способные определить на слух размер стиха, умеющие распознать, что стихотворение написано терцинами. Каждый из участников прочел по два своих стихотворения, после чего производился детальный разбор текстов как продекламированных, так и тех, что были включены в заранее присланную подборку.

В целом по разбору стихов хотелось бы отметить следующее: наши арбитры большое внимание уделяли на логику стихов, на грамматику, пунктуацию, на основы стихосложения в целом – на все те нюансы, которые очень часто выпадают из внимания молодых поэтов. В этом отношении мы услышали много ценных и полезных замечаний. Минус этих замечаний заключался в том, что, обозначив недостатки стихов, не было должным образом объяснено, как их можно исправить. Не хватало конкретной методологии, как нужно работать начинающему поэту с текстом и не допускать обозначенных ошибок. То есть, если у автора проблемы с пунктуацией, то возможно было бы целесообразно посоветовать почитать какой-нибудь хороший учебник на эту тему.

И еще один минус, который, на мой субъективный и, возможно, предвзятый взгляд, имел место быть. Если вдаваться в технические детали текстов, пропадает ощущение поэзии, движения души поэта. Разбор носил скорее, филологический характер, нежели поэтический. Неосязаемый дух поэзии оказался вне поля зрения руководителей семинара. Все внимание было уделено классическим правилам русского языка. Любое авторское новаторство, языковая вольность были расхристаны на прокрустовом ложе филологии. Что само по себе неплохо, но дело при этом отчасти принимает формальный, бухгалтерский характер подведения годового баланса.

Слушая высказывания, как руководителей, так и семинаристов, я испытал многообразную гамму эмоций от негодующего возмущения до восторженных озарений. Но в конце концов здравый рассудок заставил меня согласиться с большинством высказанных суждений.

Очень запомнились слова Нины Александровны Ягодинцевой, смысл которых заключался в том, что поэт, по ее мнению, должен концентрировать вокруг себя смыслы – объединять людей вокруг общей идеи, вокруг вечных ценностей и вдохновлять их, таким образом, на позитивные действия. В то время как современные поэты погружены в пессимизм и заражены декадентскими настроениями и потому они отображают в своих стихах неприятие мира, подчас отвращение к нему, разрушая его светлые стороны. Подобное обстоятельство в творчестве начинающих поэтов ее удивляет, и она призывает к тому, чтобы придать современной поэзии больше жизнеутверждающего оптимизма. Требуется воспевать мир, а не хоронить его, созидать новые смыслы, а не разрушать старые и без того девальвированные ценности.

С одной стороны, я с ней солидарен – в современной поэзии много эгоцентризма и авторского самолюбования, поэты зациклены на своей собственной личности, с другой стороны, в этом пессимизме отражается реальное состояние нашей жизни – некая опустошенность, вызванная отсутствием системы ценностей и нравственных ориентиров. Чтобы побороть явление глобальной разочарованности и неудовлетворенности жизнью требуются годы, но чтобы излечить болезнь для начала требуется определить диагноз, чем, наверное, и занимается молодая поэзия. Кто мы? И что с нами происходит? – вопросы, часто волнующие многих начинающих авторов.

Запомнились слова Сергея Александровича Соладиева, которые он произнес, выслушав поэта из Казахстана и его стихотворение авангардного содержания и оригинальной формы: с безупречным ритмом, но без рифм. «Возникает ощущение, что вы знаете то, что мы старшое поколение не знаем. Словно вы сделали какое-то открытие, а мы настолько устарели, что не можем этого понять. Так поделитесь же с нами вашим открытием». После этих слов последовала довольно жаркая дискуссия о неизбежной субъективности восприятия стихотворных текстов, в результате, которой каждый остался при своем мнении. Меж тем данный разговор был воспринят мной как интенсивный поиск нового, возможно, доселе неведомого в поэзии. Подобные разногласия являются положительным признаком того, что творческая энергия и амбиции молодых поэтов в подобных экспериментах пытаются найти выход, проявляя себя в новых формах самовыражения. И именно в таком ее горении, в неконтролируемом метании, в сложноинтерпретируемом поиске небывалого, вероятно, и возникает настоящее искусство.

Некоторые ребята присутствовали на семинаре не в первый раз, по разговору стало ясно, что они хорошо знают руководителей нашей группы, и ранее работали с ними над разбором своих стихов. К таким ребятам проявлялся больший интерес и им уделялось большее внимание, особенно в тех случаях, когда руководитель и семинарист были из одного города. Этот элемент землячества, на мой взгляд несколько уменьшал степень объективности. Впрочем, довольно естественно, что вы будете более внимательны к тем, кого вы хорошо знаете не один год, нежели к тем, кого вы видите впервые.

Запомнились и понравились преисполненные дерзкой отвагой слова Владислава, молодого прозаика из Оренбурга, который получил право на издание своей книги, адресованные к нашим уважаемым руководителям, ставшим на эти два дня нашими учителями, слова, произнесенные им на одном из общих собраний: «Мы (имелись в виду молодые авторы) – таран и мы должны вас всех смести, а по прошествии времени и нас сметет новое поколение!» «Не дождетесь!» – ответил один из маститых литераторов.

За дни семинара я услышал много хороших стихов, и увидел много интересных поэтов, познакомился с ребятам из других городов, пишущих стихи, и пришел к выводу, что мы живем в многообещающее время возрождения интереса к литературе. Может быть, это время можно определить как декаданс, но декаданс, подходящий к завершению, открывающий новые горизонты. И вспомнились мне слова из Лао-цзы: «…когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия…».

Дерево – это молодая, современная и своеобразная поэзия – нежная и гибкая. Ей предстоит долгий путь развития, сопровождающийся множеством болезней роста, но за ней сила новой жизни и она обречена на победу. И зародилась во мне мысль, что именно вот эти самые ребята, неравнодушные к родной речи, ищущие новые идеи и формы самовыражения, возможно, и станут в будущем новыми деятелями русской литературы, которые внесут свое веское слово в ее великую историю.

Газета «Истоки», № 42 (1070) от 18 октября 2017 г.

#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #краеведение #башкирия #кино #психология #евровидение #воспоминания