Найти в Дзене
Музей Будущего

Гравюры Эшера, которые ломают пространство

Оглавление
"Относительность"
"Относительность"

Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher, 1898 - 1972) - один из известнейших графиков в мире, который оказал значительное влияние на мировое искусство. В своих концептуальных литографиях и гравюрах Эшер исследовал восприятие трёхмерных объектов, бесконечность и симметрию. Чтобы загрузить картинку в хорошем качестве, нажмите на неё.

Автопортрет в сферическом зеркале
Автопортрет в сферическом зеркале

В работах художника искусство сочетается с математикой и геометрией. Сам Эшер писал:

Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам

Его работы можно классифицировать так: "математические работы", "невозможные строения", "самовоспроизведение" и "логика пространства".

Математические работы

В подобных работах исследуются математические и геометрические закономерности. Частый сюжет - лента Мёбиуса. Например, на этой гравюре "Узы единства" Эшер изобразил себя и супругу, "закрученных" из одной ленты Мёбиуса. Символический смысл, прошу прощения за каламбур, налицо:

-3

Невозможные строения

Не только Эшер вдохновлялся математикой, но и математики вдохновлялись Эшером. Так, в 1958 году английский учёный Роджер Пенроуз отправил Эшеру свой труд «Невозможные объекты: особый тип визуальной иллюзии», в котором высоко оценил работы художника и написал о нескольких "невозможных" объектах: невозможных треугольниках и замкнутой лестнице, которая одновременно ведёт вниз и вверх. Эшер, в свою очередь, под впечатлением от книги нарисовал две картины: «Спускаясь и поднимаясь» (1960) и «Водопад» (1961):

"Спускаясь и поднимаясь"
"Спускаясь и поднимаясь"
"Водопад"
"Водопад"

Самовоспроизведение

Серия работ, иллюстрирующих рекурсию, раскрывает необычные парадоксы пластики и логики. Например, руки, рисующие друг друга или рептилии, проползающие цикл жизни по письменному столу:

"Рисующие руки", 1948
"Рисующие руки", 1948
"Рептилии", 1943
"Рептилии", 1943

Логика пространства

Эшер с удовольствием играет с перспективой и пространственными искажениями. Например, на литографии "Выставка гравюр" посетитель в левой стороне любуется картиной с пароходом и городом. Затем перспектива изгибается, и в правой стороне рассматриваемая им картина занимает больше пространства. Женщина в одном из окон смотрит на галерею картин, в которой находится посетитель.

-8

Мауриц Корнелис Эшер прожил непростую, насыщенную жизнь. Его концептуальные работы вдохновили художников, математиков и музыкантов. К сожалению, формат публикации позволяет нам только прикоснуться к истории жизни и творчества этого великого человека, но вы всегда можете найти больше его работ и посетить официальный сайт.

"Глаз", 1946
"Глаз", 1946

_____________________________

Посмотрите также невероятные картины Филиппа Каза или прочитайте короткий рассказ "Сборная планеты".

Подписывайтесь, мы публикуем лучшую фантастику!