Не вышел из депрессии после трагедии с сыном
Ровно 20 лет назад свою последнюю роль в кино (в фильме «Райское яблочко», 1998 год) сыграл Евгений Моргунов - Бывалый из бессмертных комедий Леонида Гайдая.
Жил на полную катушку
Однокурсники по ВГИКу вспоминали, что Женя Моргунов - студент был интересный. Рост – за метр восемьдесят, стройный красавец-блондин с шикарной шевелюрой, весёлый, без устали всех на каждом шагу разыгрывающий. Но уже к 25 годам Моргунов очень сильно изменился - превратился в очень полного лысого дядьку. Многие считают, что это результат нездорового образа жизни, обжорства, то есть как говорил герой Вицина в «Кавказской пленнице» - «излишеств нехороших». На самом деле, конечно, это не так.
Вдова актёра Наталья Моргунова рассказывала: «В войну пайки были мизерные, мальчик часто жил впроголодь. Его мама как-то раздобыла пачку масла. Женя съел её всю сразу, без хлеба. А вскоре его скрутило, едва удалось спасти. Вот и нарушился обмен веществ».
Актёру поставили диагноз: «диабет». Он сильно набрал вес (доходило до 130 кг!), приобрёл не очень-то соответствующую возрасту солидность, бывалость. Со временем стали вылезать сопутствующие диабету болячки, а поскольку Моргунов жил довольно безалаберно и по молодости регулярно забывал делать уколы инсулина (и «излишества нехорошие», кстати, тоже уважал, говорил: «Хочу жить на полную катушку!) - это сказалось на здоровье в целом.
За жизнь цеплялся неистово
Последние 15 лет диабет прогрессировал. Актёр чувствовал себя всё хуже. Каждый год по нескольку раз – больницы, капельницы, угроза ампутации обеих ног. С каждым разом выход на сцену давался тяжелее - ноги страшно отекали, распухали, жене приходилось разрезать носки и ботинки, чтобы хоть как-то облегчить боль. Когда она становилась совсем невыносимой, он позволял себе выйти на сцену в тапочках. «По дороге к вам мне бревно на ногу упало», - шутил он со сцены.
В периоды обострений Евгений Александрович становился особенно злым и раздражительным - мог отпустить «чёрную» шутку в чей угодно адрес, сказать лишнее. Поэтому со временем многие перестали с Моргуновым здороваться. Никто не понимал, почему он так изменился, а сам он о своём самочувствии никому не рассказывал, все хорохорился – терпеть не мог нытья.
Но он продолжал активно работать. Бывало, с утра ему ставили капельницы, делали уколы, а вечером он мог сесть в машину, которая всегда стояла около больницы, и укатить на встречу со зрителями. Мог там выйти на сцену в валенках и пошутить, что получил их вчера - «в подарок от Славы Тихонова». Он за жизнь цеплялся до последнего - неистово.
Подкосила трагическая смерть сына
В 1994-ом в Кремлёвке врачи не стали скрывать от семьи: «К сожалению, Евгений Александрович отсюда уже не выйдет». Узнав об этом, Моргунов заявил лечащему профессору: «Вы меня не вынесете вперёд ногами. Я – невыносимый!» И вскоре действительно вышел сам - на своих двоих. В тот же день в Малый театр, смотреть русскую классику.
Но в 1998 году случилась беда – его младший 26-летний сын Николай погиб в автокатастрофе. Заснул за рулём и врезался в дерево.
Наталья Моргунова: «Когда Коля погиб, Женя первый раз в жизни впал в отчаяние. Муж старался не показывать, как ему тяжело, но я видела: он срублен под корень».
Директор музея «Трёх актеров – Никулина, Вицина и Моргунова» Владимир Цукерман рассказывал: «Евгению Александровичу при его диагнозе никак нельзя было пускаться в загулы. Но его гибель сына так подкосила, что он пошёл вразнос: раз нельзя, значит, буду, а умру, - наплевать! На презентации книги «За колючей проволокой, или На грани отчаяния» своего друга писателя Генриха Сечкина Моргунов переборщил со спиртным, получил тяжелейший инсульт и вскоре умер. А ведь был такой жизнелюб, каких мало!»
Евгений Александрович Моргунов скончался 25 июня 1999 года. На его похоронах не было пышных делегаций с венками от президента, от Союза кинематографистов и Театра киноактёра. Из именитых актёров приехали трое – Анатолий Кузнецов, Олег Анофриев и Сергей Никоненко. Зато проводить его в последний путь пришло много-много простых людей.
Кстати, реальная история. На похоронах Никулина Моргунов спросил мэра Москвы Лужкова: «Юрий Михайлович, где нас с Вициным хоронить будите?» «Что за вопрос такой не уместный?!» - удивился мэр. «Очень даже уместный, - говорит Моргунов, - потому что большое политическое значение имеет! Люди приходят на кладбище, рыдают… И вдруг видят: рядышком лежат Трус, Балбес и Бывалый. Настроение сразу поднимается!»
В итоге все трое похоронены на разных кладбищах – Вицин на Ваганьковском, Никулин – на Новодевичьем, Моргунов – на Новокунцевском.
Андрей Колобаев, обозреватель FLB.ru
См. другие статьи Андрея Колобаева о легендарном народном артисте Евгении Моргунове:
- Как Моргунов со Сталиным переписывался. 10 неизвестных историй из жизни Бывалого
И, кстати, ставьте лайки и подписывайтесь на FLB.ru. Как говорили в Одессе, у нас для вас есть, что рассказать…