Ларс фон Триер, кажется, зашел к нам последний раз и показал «Дом, который построил Джек». Самый главный тролль мирового кино.
Не хочется особенно распинаться про актеров, съемки и так далее. Там все нормально. Еще бы было ненормально. Прикол этого фильма вообще в другом.
В этом году я посмотрел первые фильмы Ларса фон Триера, за прошлые годы я посмотрел фильмы, которые он снял в середине своей карьеры и вот вчера я посмотрел «Джека» и тем самым понимание Триера для меня завершено.
Честно скажу, что какого-то суперглубокого смысла, как в Догвилле, вы тут не увидите. Но зато вы увидите чистосердечное признание Триера и его личное объяснение того, что он все это время нам показывал и кем он себя сам считает.
Господин Изощренность!
Вот перед нами Джек. Психопат, у которого синдром, который я не помню как называется, но из-за него Джек помешан на чистоте. Он перфекционист. Он готов несколько раз возвращаться на место преступления, чтобы убедиться в отсутствии пятен. Он готов вернуться с трупами, чтобы сделать идеальные фотографии.
Короче говоря, он любит чистоту. И если бы Джек убивал только ублюдков, то мы бы его сразу поняли. Ага, это Декстер, он очищает мир от плохих людей. Но Джека не особо интересует человечность своей жертвы, поэтому от Декстера тут только «чистка». Это важный момент, запомните.
Мы наблюдаем за Джеком, который убивает людей, делает это по-разному, но он считает себя архитектором, художником и считает, что делает идеальные произведения искусства. Он себя называет Господином Изощренность. Это тоже очень важный момент.
А еще Господину Изощренность чертовски везет. Он творит просто жуткие вещи, а весь мир как будто за него, включая чертов дождь.
Это все происходит в первых четырех актах, на протяжении которых мы охаем, ахаем и смеемся, а сам Господин Изощренность смеется еще громче, ведь ему все сходит с рук.
А еще Господин Изощренность фанатеет от идеи того, что только благодаря разрушению можно прийти к созиданию. Но построить дом у него не очень хорошо получается, потому что архитектор он все-таки очень узкопрофильный. Но в конце концов дом он строит. Своеобразно, конечно, и достаточно изощренно.
И теперь нам надо все это связать.
В какой-то момент мы видим кадры из фильмов «Меланхолия», в которой планета попадает на Землю и все разрушает и финальную сцену из «Догвилля». Ну, вы помните. Там всех убили.
Именно в этот момент Джек говорит нам о том, что нужно разрушать, чтобы созидать. И Джек, серийный маньяк, на самом деле занят благим делом. Он как бы через боль и страдания пытается нам что-то донести.
Именно это и делает Триер. Большинство фильмов Ларса фон Триера содержат в себе мрак, насилие, жестокость и разрушения, но эмоции вызванные этими вещами, самые сильные. И только так люди могут хоть что-то понять. Так Триер объясняет пиздец в своих фильмах. И это вполне справедливо.
Значит, скорее всего, Джек — это метафоричная версия самого Триера. Так фильм становится гораздо понятнее. Триер = Господин Изощренность.
Он помешан на чистоте, поэтому пытается своими фильмами выбить из нас все дерьмо. И Триер, конечно же, художник, как и Джек уверен, что создает произведения искусства. И Триеру так же чертовски везет (по крайней мере он сам про себя так думает).
Триер — Господин Изощренность. Он так тонко придумал для своей фамилии слово «фон», чтобы казаться аристократом, а все подхватили, он так ловко снимает то, что мы хаваем и так ловко и тонко передает жизненно важные размышления через свои фильмы. Триер, Господин Изощренность, гордится собой, ведь он впервые снял автобиографический фильм.
Что не понравилось?
Концовка. Она снята довольно таки примитивно для Триера. В общем, не хватило тонкости. И мелькало иногда отсутствие логики.
Но одно мне очень понравилось в концовке — и это опять про Триера. Было непонятно, что в итоге хочется сделать с главным героем. Вроде он псих и убийца и он должен попасть в ад. Но он так-то такой милый и обаятельный. В общем, неоднозначный, как сам Триер.
Если вы личный фанат Триера, то фильм по идее вам очень зайдет.