В музее Schirn Kunsthalle во Франкфурте-на-Майне проходит выставка «Дикость». Трактовать ее название кураторы предлагают в широком смысле. В залах музея они собрали работы художников с начала XX века до наших дней, посвященные как изображению природы, так и отражающие протест против классической культуры. Рассказываем о «диких» зарослях на картинах Анри Руссо, беспризорной земле Джорджии О'Кифф и подражании искусству душевнобольных Жана Дюбюффе.
— Заглавной на выставке «Дикость» стала картина Арни Руссо «Голодный лев набрасывается на антилопу».
Художник-самоучка, взявший в руки кисть, когда ему было уже за 40, в своей наивной манере часто писал природу в самых восхитительных ее проявлениях. Делал это Руссо по наитию, ведь он никогда не бывал в джунглях. Выдуманные растения, изображенные с нарушением пропорций, и первозданные заросли, в которых обитали дикие животные, были для художника образом потерянного рая. Любопытно, что когда Руссо писал львов, он открывал двери и окна своей мастерской. «А вдруг нападут?», — говорил он. Это только лишний раз подтверждало то, насколько Руссо был увлечен фантазиями, которые выражал на полотнах.
Своеобразная перекличка с полотном Анри Руссо — снимок современного немецкого фотографа Томаса Штрута «Рай 21, Бразилия».
«На протяжении более чем десяти лет я фотографировал джунгли в Австралии, обеих Америках, Японии и Китае. В этой серии 35 изображений, снятых с 1995 по 2008 год», — отмечал фотограф.
— Технический прогресс XX века быстро входил в жизнь человека и менял ее.
На фоне этого увлечение ряда художников дикой природой шло вразрез с верой в промышленную революцию. Авторы отворачивались от общества и искали вдохновение в природе. Так, сюрреалист Макс Эрнст показывал зрителям свои параллельные миры. Причудливые пейзажи он населял фантастическими существами: дриадами, необычными птицами и насекомыми. На выставке в Schirn Kunsthalle представлено полотно «Радость жизни» 1937 года.
А двумя годами ранее Эрнст написал «Весь город» — безлюдный пустынный ландшафт, раскинувшийся под огромным солнечным диском.
Природа у художника противопоставлялась цивилизации.
— Еще один пустынный пейзаж на выставке — полотно «Из равнин II» Джорджии О’Кифф.
Американская художница, родившаяся на ферме в Висконсине и последние несколько десятилетий прожившая на ранчо в Нью-Мехико, прославилась своими безлюдными картинами. О’Кифф никогда не писала на злобу дня, хотя перед ее глазами прошли главным события XX века. Она изображала дикую природу — беспризорную землю — и в ней видела абсолютную красоту.
— «Дикой» на выставке предстает не только природа.
В залах Schirn Kunsthalle представлены работы Жана Дюбюффе. Французский художник говорил о необходимости преодоления «удушающей культуры» с помощью «сырого», «грубого», стоящего вне цивилизации искусства. Дюбюффе ввел термин «ар брют» — творчество в наиболее чистом его проявлении, свободное от влияния европейской культуры. Художник подражал работам душевнобольных, а вместо красок использовал смесь из гипса, песка, цемента, угольной пыли, битого стекла, асфальта и машинного масла.
— В 1948 году Дюбюффе организовал выставку под провокационным названием «Предпочитаем Art brut культурному искусству».
«Безумие дает человеку крылья и помогает силе его видения. Многие объекты (почти половина), из которых состоит наша выставка, произведения пациентов психиатрических клиник. Мы не видим причины отделять их искусство от остального... Механизм художественного творчества здесь тот же самый, что и у так называемых нормальных людей. Это различие между нормальным и ненормальным кажется нам натянутым: кто полностью нормален? Где он, ваш нормальный человек? Покажите его нам!», — написал в предисловии к каталогу Дюбюффе.
— На выставке рассказывается и о лэнд-арте. Направление возникло в США в конце 1960-х годов, а произведения художников были неразрывно связаны с природой и ландшафтом.
Часто работы выполнялись на открытом и удаленном от населенных мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и окружающему воздействию. В экспозиции представлен снимок объекта Ричарда Лонга «Круг в Шотландии». 73-летний британец раньше совершал прогулки в уединенных местах, во время которых собирал камни и прутья и сооружал из них композиции. Чаще всего круги или другие простые геометрические фигуры.
— Еще одна заметная работа с выставки — «Превращение птицы» кубинской художницы Аны Мендьеты.
С 1970-х годов она обратилась к перформансу, боди-арту, создавала отпечатки тел на различных природных материалах — камне, песке, глине, активно использовала фотографию. Сквозной темой нередко шокирующих работ Мендьеты было насилие, чаще всего над женщиной. Подобно Фриде Кало, кубинка демонстрировала радикальные способы изменения женского тела и различные манипуляции с ним. Для работы «Превращение птицы» она обклеила тело перьями.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.