Найти тему
Боголюбский

Канцеляр роты

Часто приходится читать и слышать о работе писаря, как о невероятном блате и круглосуточном расслабоне, но все эти высказывания ни разу не были мою услышаны от человека хотя бы косвенно знакомого со спецификой этой работы. Расскажу свою историю.

В армию я призвался в 2007-м году. Одному Преподобному Военкому известно зачем меня - дипломированного инженера-строителя без водительских прав передали "покупателю" из авторембата. Но факт оказался таковым. Не имея прав не то что категории «С», но и даже «В» претендовать, на должность водилы кунга (ГАЗ 131) я не мог и в помине - поэтому после КМБ и присяги инженера-конструктора 2-й категории отправили класть плитку в инструментальной ремонтного цеха. И тут спустя месяц самых различных мытарств командир роты пришёл из отпуска и осознал, что его прошлый канцеляр ушёл на дембель ещё до Нового года, а за окном уже март и до майской проверки осталось очень мало времени.

И тут выяснилось, что из всего призыва осени 2007-го в роте 2 человека умеют пользоваться компьютером продвинутее, чем "гонять CS" и один из них уже работает секретарём Зампотеха. И им был не я. Я был вторым... Вернее на тот момент я был третьим помощником аккумуляторщика, вторым помощником столяра, и первым посыльным на любые грязные и тяжёлые работы без должности.

И тут такая удача. Тихий и светлый кабинет. Чистая и бумажная работа... Так я представлял это в начале. В итоге от объёма свалившейся работы я мягко говоря охренел. Это в понимании дедов писарь заполняет журнал и печатает за командиром приказы (например, приказ о увольнении в запас гвардии дембеля). На практике в моих обязанностях оказалось изготовление всей документации, которая вообще возможна в роте начиная от стенда "Спортивных достижений роты" до изготовления конспектов проводимых занятий для всех командиров взводов за полгода, а это в среднем 66 конспектов в месяц на трёх человек за шесть месяцев по приблизительно 250 темам, по половине из которых в роте не было ни примеров с прошлых лет, ни соответствующей литературы. В конце апреля знакомые смогли переслать мне диск с Файнридером и дело немного ускорилось. Но никто не ожидал, что машины стояли тоже без документов, что боксы не имели номеров над стояночными позициями, что в планшетах у всех командиров нет ни журналов, ни карточек о довольствии и прочего... Я уж молчу про бесконечные бирки на противогазы, вещмешки и прочее... Майские праздники я не заметил...

И при этом не стоит забывать, что всё это проходило параллельно со стодневкой и последующими "преддембельскими" неделями. Помню, как где-то в 10-х числах апреля нас до двух часов ночи качали. А потом пришёл дежурный по части. По срачу, оставшемуся на взлётке после скоростного укладывания по койкам вроде бы уже слонов, но до прибытия нового призыва фактических духов - он догадался, что в расположении творится какая-то неуставщина и решил поискать к чему по придираться у дедов и дембелей. Одним из них был каптёр, в кабинете которого висела схема расположения объектов части за... 2005-й год. Каптёр был поднят и заряжен заданием к подъёму изготовить новую схему с использованием ЭВМ. Понятно, что через 15 минут за компом сидел я. Из графических редакторов на компьютере каптёра был только пэинт и ворд. Работа была выполнена в срок, а в 6.15 я был уже на утренней зарядке. Может многие скажут - подумаешь не поспал ночку. Но эти бравые вояки не пробовали ни разу в жизни что-либо рисовать в ворде с ноющими от прокачки мышцами без права на ошибку.

В работе канцеляра возможно нет грязи, отработки и тяжёлых деталей, но зато требуется постоянная концентрация в большом объёме. Требуются знания и к его работе ответственность другая. Косяк, найденный при проверке, предъявляется не солдату, а командиру роты, за которого ты эту документацию выполнял. Его лишают премии, отпуска летом и прочего. А уж он тебя отлюбит в итоге так, что мало не покажется. В итоге переводясь в другую часть в конце мая я как мог отомстил командиру 2-го взвода и уехал в далёкий Ереванский военный округ с твёрдым намерением избежать этой проклятой, а никак не блатной должности. Но об этом как-нибудь в другой раз.