Найти тему
Гараж Автоклассика

Грузовик эпохи Перестройки. МАЗ - 2000

МАЗ-2000 «Перестройка» - уникальный модульный грузовик, наглядное доказательство таланта советских инженеров-автомобилестроителей, когда в их работу не вмешивались «советы партии».

История этого грузовика началась в 1985 году, когда команда молодых инженеров Минского автозавода получила необычную и амбициозную задачу, ни много ни мало – создать автопоезд будущего. И они это сделали, создав грузовик, опередивший своё время на многие десятилетия.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Середина 80-х проходила под девизом перестройки, аналогичное название получил и МАЗ-2000. Его индекс как бы намекал, что это – машина будущего.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Увлеченная работой над интересным проектом команда представила первый опытный образец модульного грузовика уже в 1986 году. Спустя 2 года, творение минских инженеров произвело настоящий фурор на автовыставке в Париже. Автоэксперты и представители крупнейших автогигантов со всего мира углублённо изучали советский концептуальный грузовик, и даже политики увидели в нем некий знак того, что СССР стремительно меняется.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Сами же создатели автопоезда утверждали, что никакой политической подоплёки в названии их проекта нет, Перестройка отражала суть модульной конструкции – способность машины быстро перестраиваться под текущие нужды пользователя.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Ведущим был передний тяговый модуль. Силовой агрегат - немецкий дизельный двигатель MAN D-2866, соединенный с минской механической коробкой передач, управляемой посредством джойстика. Передний мост был без ШРУСов, ведь управляемыми были не колёса, а сам модуль относительно кузова сделан поворотным. Такое решение позволило приблизить грузовую платформу вплотную к кабине, увеличив тем самым полезную площадь грузовика.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Но и это еще не всё. В зависимости от задач, для тяжелых условий, среднюю ось тоже можно было сделать ведущей, заменяя её тяговым модулем, аналогичным переднему, лишь с небольшими изменениями. Таким образом, грузовик получался с двумя ведущими мостами, передним и средним, у каждого из которых был свой двигатель и синхронизированная трансмиссия. Более того, автопоезд вообще можно было масштабировать.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

В процессе работы над проектом, инженеры МАЗа запатентовали около 30 новых изобретений, часть из которых впоследствии была выкуплена зарубежными компаниями, часть используется самим автозаводом при создании своих новых моделей.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

На достойном уровне был внешний дизайн автопоезда, и интерьер кабины, а уровень комфорта ничем не уступал европейским грузовикам того времени. Плоский пол кабины, кондиционер и телевизор, на который могло выводиться изображение с камеры заднего вида, поворотное сиденье второго водителя, спальный отсек в верхней части кабины. Двери открывались против хода, отъезжая в стороны, предполагалось, что они будут снабжены сервоприводами для удобства водителей.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Положительных сторон было много, но без отрицательных, увы, тоже не обошлось. В ограниченном пространстве баз и складов маневренность оставляла желать лучшего, несмотря на управляемую заднюю ось, в условиях городского движения – тоже.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Конструкция содержала в себе множество ранее не применявшихся в советском автопроме решений, что усложняло её техобслуживание, делало его дороже. Впрочем, этот вопрос со временем решился бы, устранились «детские болезни» проекта и вполне возможно, что в наши дни «Перестройка» была бы привычным грузовиком на дорогах, но к концу 80-х Союзу уже было не до запуска в производство автопоезда будущего, ведь «поезд» самого государства стремительно уходил в туманную даль.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Оба построенных прототипа сохранились до наших дней. Первый в идеальном внешнем состоянии стоит на постаменте, на территории завода. Слышал, что его даже можно завести, если будет такая необходимость.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Второй тоже пребывает на территории завода, только в виде тягового модуля с кабиной, «отстёгнутого» от грузовой платформы

Возможно, вам так же будет интересно почитать о немецком прототипе "идеального транспорта" Steinwinter Supercargo 20.40 и предшественнике "КАМАЗА" - ЗИЛ -170

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!