МАЗ-2000 «Перестройка» - уникальный модульный грузовик, наглядное доказательство таланта советских инженеров-автомобилестроителей, когда в их работу не вмешивались «советы партии».
История этого грузовика началась в 1985 году, когда команда молодых инженеров Минского автозавода получила необычную и амбициозную задачу, ни много ни мало – создать автопоезд будущего. И они это сделали, создав грузовик, опередивший своё время на многие десятилетия.
Середина 80-х проходила под девизом перестройки, аналогичное название получил и МАЗ-2000. Его индекс как бы намекал, что это – машина будущего.
Увлеченная работой над интересным проектом команда представила первый опытный образец модульного грузовика уже в 1986 году. Спустя 2 года, творение минских инженеров произвело настоящий фурор на автовыставке в Париже. Автоэксперты и представители крупнейших автогигантов со всего мира углублённо изучали советский концептуальный грузовик, и даже политики увидели в нем некий знак того, что СССР стремительно меняется.
Сами же создатели автопоезда утверждали, что никакой политической подоплёки в названии их проекта нет, Перестройка отражала суть модульной конструкции – способность машины быстро перестраиваться под текущие нужды пользователя.
Ведущим был передний тяговый модуль. Силовой агрегат - немецкий дизельный двигатель MAN D-2866, соединенный с минской механической коробкой передач, управляемой посредством джойстика. Передний мост был без ШРУСов, ведь управляемыми были не колёса, а сам модуль относительно кузова сделан поворотным. Такое решение позволило приблизить грузовую платформу вплотную к кабине, увеличив тем самым полезную площадь грузовика.
Но и это еще не всё. В зависимости от задач, для тяжелых условий, среднюю ось тоже можно было сделать ведущей, заменяя её тяговым модулем, аналогичным переднему, лишь с небольшими изменениями. Таким образом, грузовик получался с двумя ведущими мостами, передним и средним, у каждого из которых был свой двигатель и синхронизированная трансмиссия. Более того, автопоезд вообще можно было масштабировать.
В процессе работы над проектом, инженеры МАЗа запатентовали около 30 новых изобретений, часть из которых впоследствии была выкуплена зарубежными компаниями, часть используется самим автозаводом при создании своих новых моделей.
На достойном уровне был внешний дизайн автопоезда, и интерьер кабины, а уровень комфорта ничем не уступал европейским грузовикам того времени. Плоский пол кабины, кондиционер и телевизор, на который могло выводиться изображение с камеры заднего вида, поворотное сиденье второго водителя, спальный отсек в верхней части кабины. Двери открывались против хода, отъезжая в стороны, предполагалось, что они будут снабжены сервоприводами для удобства водителей.
Положительных сторон было много, но без отрицательных, увы, тоже не обошлось. В ограниченном пространстве баз и складов маневренность оставляла желать лучшего, несмотря на управляемую заднюю ось, в условиях городского движения – тоже.
Конструкция содержала в себе множество ранее не применявшихся в советском автопроме решений, что усложняло её техобслуживание, делало его дороже. Впрочем, этот вопрос со временем решился бы, устранились «детские болезни» проекта и вполне возможно, что в наши дни «Перестройка» была бы привычным грузовиком на дорогах, но к концу 80-х Союзу уже было не до запуска в производство автопоезда будущего, ведь «поезд» самого государства стремительно уходил в туманную даль.
Оба построенных прототипа сохранились до наших дней. Первый в идеальном внешнем состоянии стоит на постаменте, на территории завода. Слышал, что его даже можно завести, если будет такая необходимость.
Второй тоже пребывает на территории завода, только в виде тягового модуля с кабиной, «отстёгнутого» от грузовой платформы
Возможно, вам так же будет интересно почитать о немецком прототипе "идеального транспорта" Steinwinter Supercargo 20.40 и предшественнике "КАМАЗА" - ЗИЛ -170
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!