Найти тему
Минский Курьер

Коротко о главном

Оглавление

Как снять свой первый фильм, можно ли заработать на короткометражках и о чем рассказать зрителям — в беседе с молодым режиссером Неллой Василевской

Режиссер в Беларуси — мас­тер на все руки. И монтажер, и развозчик костюмов, и актер, если понадобится. Иначе никак, когда идей много, а денег нет. Нелла Василевская окончила БГАИ год назад, на ее счету 12 короткометражек. Многие из них завоевали победы на международных фестивалях. Например, «Друзья по переписке», «Мой брат», «Тата».

О чем говорить

— Для Беларуси в кино сейчас всё актуально. Даже военную тему, набившую оскомину, можно раскрутить так, что зритель придет и скажет: «Вау!» И мистические триллеры можно снимать хоть на хуторе у бабушки, хоть в общежитии. Спецэффекты, как в Голливуде, не сделаешь, зато упор на психологию запросто, — уверена Нелла Василевская.

Правда, некоторые белорусские режиссеры как будто стесняются того, что снимают на родине. Так появляются странные фильмы, далекие от нашей действительности, в нехарактерной обстановке и даже с западными именами.

— Стоит брать темы, близкие нашему менталитету. Ведь классно показывать миру, какие мы, белорусы. Не нужно никого копировать. Мы прекрасны своей эклектикой: еще не отошли от советского мировоззрения, но уже тянемся на Запад. Получается оригинальный микс, — говорит режиссер.

-2

Нелла Василевская родилась в 1989 году в деревне Сороки (Воложинский район Минской области). Окончила БГУКиСИ по специальности режиссера обрядов и праздников, а также БГАИ по курсу режиссуры игрового кино. Ее фильмы — постоянные участники и победители на многих международных кинофестивалях — на Украине, в Беларуси, России, Китае, Польше, Германии, Армении и Казахстане.

Что важнее

Кино, по словам Неллы Василевской, создается за письменным столом. Результат зависит не только от идеи, но и от четкой раскадровки и выбора локаций. Просчитать нужно каждую секунду.

— Хронология съемки короткометражки, да и полного метра, давно отработана. Все начинается с мысли, которая стрельнула в голову, на ней и строится сценарий. Его надо досконально проверить и вычитать, чтобы при съемках не возникло вопроса: что из себя представляет этот герой? Потом составление сметы, расчет бюджета. В Беларуси снять нормальную короткометражку можно, скажем, за пять тысяч рублей. Самое интересное начинается тогда, когда фильм готов к выпуску и его нужно показать зрителю, — поясняет Нелла Василевская.

Первым делом короткий метр следует отправить на всевозможные фестивали, не лениться заполнять заявки, пусть даже на самых диковинных языках. Авось где-то выстрелит. И даже если не окупится, может стать визитной карточкой.

— Вопреки расхожему мнению продюсера в Беларуси найти реально. Главное, чтобы он был нацелен не только на заработок, но и на творчество, — продолжает режиссер.

Хорошая возможность для начинающих — участие в так называемых питчингах. Это презентация фильмов, которую устраивают фонды кино в разных странах. Такое и в России есть. Если кто-то заинтересуется, то вложит в произведение деньги. В Беларуси фонда кино, к сожалению, пока нет. Для этого нужны поправки в законодательстве. В некоторых странах отчисления туда поступают от прокатных организаций. Показали, например, блокбастер, собрали полные залы и небольшой процент отдали в помощь молодым режиссерам.

Всё ради искусства

-3

Нелла уверена, что снимать нужно вопреки всему: плохой погоде, отсутствию нормальной техники и большой команды. Что тут говорить, сейчас и на телефон можно снять полноценный зрительский фильм, как это сделал Стивен Содерберг в картине «Не в себе».

Случались ли курьезы? Разуме­ется! Особенно когда речь идет о трюках, да еще и с детьми.

— Для фильма «Мой брат» нужно было снять падение 11-летнего мальчика, который ехал на велосипеде, с обрыва. Продюсер был против того, чтобы парень это делал по-настоящему. Стали «клеить» имитацию. Укладывали нашего юного актера (Ярослава Русецкого) на клеенку, тащили, рвали корни деревьев, трясли камерой, сыпали песок. Но все это смотрелось неестественно. Поэтому решили рискнуть. Растянулись всей съемочной командой у воды и ловили юного каскадера. Тот сделал все очень профессио­нально. Риск был оправдан, — вспоминает Нелла.

Порой приходится экономить на некоторых специалистах. Так, съемочная команда ленты «Друзья по переписке» была минимальной. Почти за все отвечала сама режиссер:

— Но случился казус. Мы приехали на вокзал, поезд для съемок отправлялся с минуты на минуту. И тут я поняла, что забыла костюмы! Плохо, когда режиссер слишком много на себя берет.

Для этого же фильма она не могла найти массовку, но люди пришли просто так, не за деньги, потому что им было интересно, потому что автор горела идеей.

Что касается съемок в Минске, для этого, как правило, требуется разрешение. Но что делать, если оставил его дома, а съемочный день последний?

— Мило улыбаться. Всегда нужно уметь договариваться, объяснять, что ты делаешь и зачем. Так я уговорила милиционера дать нам немного поснимать в районе площади Победы рядом с монументом, — вспоминает собеседница.

-4

Хлеб насущный

Можно ли заработать только на короткометражках? Нелла говорит, что нет. Эта сфера еще недостаточно развита в Беларуси, поэтому нужно участвовать в других съемках, будь это фильм или клип, и участвовать много.

— Работаю параллельно вторым режиссером на коммерческих проектах «Беларусьфильма» с российскими телевизионщиками. Они приезжают снимать в основном сериалы. Зарплату вкладываю в свои творческие задумки и немного оставляю на еду, — улыбается Нелла.

Нашим режиссерам, по ее мнению, не хватает внимания, в том числе со стороны СМИ. Во Франции и Бельгии, например, телевизионное время часто заполняют короткометражными работами молодых талантливых ребят из киношкол.

На фестивалях денег много не заработаешь, но это в первую очередь связи. Стоит один раз съездить — и появляется много единомышленников.

Еще один способ раскрутить фильм — опубликовать его на сайте закрытого кинотеатра, где собираются киношники и отсматривают новые работы, читают синопсис. Если заинтересует, могут даже приобрести ленту.

Фильмы как дети

Картина Неллы Василевской «Мой брат» — это исследование как детской души, так и самой себя. Режиссер, будучи ребенком, жила на хуторе и много времени проводила на природе. Но кино не о ней, а о том, как внешнюю идиллию может разрушить такое негативное переживание, как ревность.

Документальный фильм Неллы «Тата» вообще о ее семье, но в ленте поднимается проблема, актуальная для всего общества: уход за пожилыми немощными родственниками.

— Режиссер не должен бояться экспериментов. Сейчас я впервые снимаю документальную комедию о начинающем минском блогере Андрее Гурине, который завел гуся. Парню говорят: заведи детей, женись. А он ни в какую! Взрослый ребенок, но добрый и обаятельный. Эта лента о том, каково быть мечтателем в Беларуси. Этот жанр прекрасен тем, что не нужно создавать реальность, менять ее, главное — вовремя поймать момент, — резюмирует режиссер.

Автор: Мария Войтик