На создание этого монстра во многом повлияли тяжелые танки с которыми пришлось встретиться немецким войскам на Восточном фронте. Конечно, Гитлеру хотелось получить лучший танк в этом классе. И, хотя только два прототипа танка "Maus" были построены и ни один из них так и не был оснащен вооружением, это был невероятный и причудливый танк.
Речные рекорды
Несмотря на серьезные проблемы с разработкой, "Маус", безусловно, давал дизайнерам возможности экспериментировать с некоторыми дополнительными функциями, которые они могли бы установить в танки. Одной из этих систем была вспомогательная электростанция. Это устройство позволяло нагнетать давление в отсеке экипажа, что, означало возможность погружения под воду при форсировании рек и лучшей защите от химического оружия. План состоял в том, чтобы "Маус" смог преодолевать водные преграды глубиной до 15 метров, на практике результат оказался куда скромнее - всего около 7,5 метров, что все еще являлось впечатляющей глубиной. Это было вызвано тем фактом, что большинство мостов не выдерживали вес "Мауса". Экипаж должен был быть снабжен кислородом, поставляемым встроенной системой вентиляции когда все люки закрыты. Помимо запечатывания люков и вентиляционных отверстий, с помощью нагнетания под давлением, погружение должно было стать возможным благодаря системе эвакуации, позволившей бы экипажу покинуть затонувшую машину.
Танки предназначались для преодоления брода в парах, один из которых включал электрическую передачу другого по кабелю, а его партнер оставался на берегу. Вспомогательная мощность также допускала нагрев салона и подзарядку батареи. Для управления автомобилем использовалась усовершенствованная электрическая система рулевого управления. Электрическая передача была сама по себе инженерным экспериментом. Этот тип передачи впервые был использован в тяжелом истребителе танков "Elefant" в 1943 году и считался некоторыми немецкими конструкторами лучшим типом передачи тяжелых танков.
С середины января до начала октября 1944 года на испытательных полигонах в Куммерсдорфе, недалеко от Берлина, были проведены дальнейшие испытания, которые затем были перенесены на полигон Порше в Боблингене. Испытания были длительными, отсроченными из-за продолжающихся сбоев двигателя и производственных проблем, вызванных бомбардировками союзников немецких заводов. Во время этих испытаний было установлено, что в случае любого отказа двигателя каждый "Маус" должен быть отбуксирован двумя другими такими же танками, что стало еще одним откровением относительно его непрактичности. Несмотря на все свои технологические нововведения, "Маус" имел слишком много проблем и был слишком уязвим в ближнем бою. Особым недостатком было большое количество вентиляционных отверстий, необходимых для охлаждения массивной электростанции. К тому же, объем пространства, занимаемого электростанцией, потребовал внешнего вспомогательного топливного бака, что также добавляло танку уязвимости.
Конец программы "Maus"
В октябре 1943 года был отменен первоначальный заказ на 150 машин. Становилось очевидным, что, поскольку сухопутные войска Германии последовательно проигрывают битву с превосходящими воздушными силами союзников, как на востоке, так и на западе, такое чудовище, как "Маус", было бы крайне уязвимым для воздушного нападения. Некоторые источники утверждают, что, согласно Порше, истинная цель Гитлера для "Мауса" заключалась в том, чтобы затыкать дыры в береговой обороне Атлантики на Западном фронте, где его низкая дальность хода и мобильность не были бы столь серьезными недостатками. Но и этот план был сорван задержками в производстве.
Одна из версий кончины танков "Маус" утверждает, что прототип "V2" был уничтожен персоналом на полигоне Куммерсдорф, в то время как другие источники сообщали, что второй прототип участвовал в бою, защищая тот же объект. Согласно третьим источникам, два экспериментальных танка "Маус" использовались в последние дни войны: один - на подступах к штабу штаба армии в Цоссене, а другой - в Куммерсдорфе. Ни один из этих слухов не может быть проверен и кажется маловероятным. Когда война закончилась, почти завершенная башня "V1" и третий корпус были обнаружены на объектах Крупп в Эссене. Один полностью собранный экземпляр с башней "V2", смонтированной на корпусе "V1", был испытан в СССР в 1951 и 1952 годах и его можно увидеть сегодня в Музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке.
Хотя только два прототипа "Маус" были когда-либо построены, и они, по-видимому, никогда не были оснащены вооружением, это был захватывающий и причудливый танк. Увы, "Маус" остался, по большей части, плодом воображения своих создателей. В то время как такой тяжелый танк мог бы иметь некоторую ограниченную военную полезность, его больше запомнят как растрату труда немецких инженеров и производственных возможностей в последние три года войны, когда Германия уже не могла позволить себе такую неразумную трату истощающихся ресурсов.