Найти тему
Логово Дракона

Под звёздами / Beyond the Stars (1989)

Старшеклассник Эрик Майклс (его роль исполнил Кристиан Слэйтер) влюблён в романтику освоения космоса, мечтает стать астронавтом, мастерит модели ракет. Из-за просчёта в конструкции вместо неба ракета влетает в окно школы, устроив там небольшой пожар. За это его временно отстраняют от занятий и советуют куда-нибудь уехать с глаз долой, пообещав замять дело. Родители его давно разведены, каждый живёт своей жизнью в разных городах. Эрик уезжает к отцу (Роберт Фоксворт), с которым у него довольно сложные, отчуждённые отношения. Эрик бредит космонавтикой, отец же не желает слышать про это, считая пустой блажью, детскими игрушками и полагая, что сыну нужно бы заняться чем-то «серьёзным», «устроиться в жизни». Сам он работает на «приличной должности» в какой-то компании, насколько можно понять, связанной с разработками авиационной техники. Такому отношению есть причина: отец в своё время участвовал в программе «Аполлон», после завершения которой его выставили пинком под зад за дверь. Астронавтам, бродившим по Луне, достались почёт и слава, а безвестным техническим специалистам, выполнившим всю невидимую глазу обывателя работу — безработица.

Отец живёт с подругой, молодой женщиной сильно младше его и на которой он собирается жениться — дизайнером Лори МакКолл (Шэрон Стоун). С ней у Эрика устанавливаются добрые приятельские отношения.

Во время ужина в ресторане Эрик замечает симпатичную девушку, с которой он случайно встречается на следующий день у причала. Девушка приглашает его покататься на яхте, где они и знакомятся. Молодые люди понравились друг другу, у них завязываются близкие отношения. Неожиданно Мара (Оливия д'Або) оказалось дочерью друга одного из первых людей на Луне, живущего в том же городе астронавта Пола Эндрюса (Мартин Шин). Эрик уговаривает девушку устроить ему встречу. Так он знакомится поначалу неприветливым, тихо и неприметно живущим в своей берлоге ветераном, который почему-то очень не любит разговоров о космосе, Луне и своём полёте.

Скажу сразу: фильм звёзд с неба не хватает, несмотря на звёздный состав, откровенно слабоват и, кажется, кроме отдельных фанатов и любителей его никто не помнит. Найти его весьма проблематично — даже на всеведующей Пиратской бухте англоязычный рип висит уже которую неделю без полного источника, застряв на 87% — и это, похоже, уже навечно. Критика, если и была, давно уже похоронена в архивах, и её найти ещё сложнее, чем затёртую блёклую копию самого фильма. Если он где-то и всплывает — то только потому, что в титрах имена Мартина Шина и Шэрон Стоун, снявшейся в нём ещё до «Основного инстинкта». В общем — глубокий второй, если не третий, эшелон, который крутят на самой последней кнопке пульта телеящика в самое неходовое время, абы забить чем-то сетку вещания.

Думаю, его и бессмысленно критиковать — там почти нет напряжённых эмоциональных сцен и утончённого психологизма, эпического взгляда «сверху» на события и претензий стать символом эпохи. Как нет и чисто кинематографических октрытий, которые можно было бы толковать как попытку — пусть и неудачного — прорыва. Хотя… Хотя всё это могло бы быть. Сюжет вполне позволял сделать и остросоциальную драму, и личную трагедию, и любовную историю, и героическую сагу, и всё это вместе взятое. Получилось же то, что получилось. Чем-то это мне напомнило фильм «Крик», о котором я ранее писал — есть всё, но есть в потенции. Из этого можно было бы сделать большое кино. Но не случилось.

И тем не менее, этот фильм — как и «Крик» — чем-то привлекателен и запоминается. Увидевши его с десяток лет назад, не с начала, не зная названия, в голове щёлкнуло: надо запомнить. Тогда он мне показался талантливее и оценка была гораздо выше, чем сейчас. Теперь видны огрехи и недостатки.

Но, тем не менее, это лучше, чем ничего. Потому что тема затронута такая. Вот что мне хотелось бы сказать прежде всего: когда снимают о настоящем, пишут о настоящем, рисуют, играют, делают о настоящем — даже слабость исполнения не убивает творение до конца. О том, что действительно важно, нужно, что составляет суть человеческой жизни и естества. Тем более, что делали всё же не школьники на вечере самодеятельности. Хочешь не хочешь, а живое пробивается сквозь сталь, бетон и удущающую беличью гонку в колесе нашей жизни.

Сейчас, когда все ценности размыты, искажены, общество больно ложными целями и стремлениями, каждое слово, каждая картина, каждое произведение, утверждающее, что может быть иначе, крайне важны. Я не буду расписывать ляпы фильма и натужно оценивать работу создателей. Приведу же отрывок из комментария некоего посетителя на imdb.com: «Я, однако, хихикал, читая в описании, что персонаж Слейтера был «трудным» подростком. Ха! Большинство людей должно быть счастливы иметь ребёнка, уважающего своих родителей, желающего следовать по стопам отца и изучать науку и математику и планирующего поступать в MIT /Массачуссетский технологический институт/. Да-а, такой ребёнок — настоящее бедствие!»

Мы ещё помним времена, когда дети мечтали стать космонавтами. Они прошли. И теперь нам понятно, почему все смеются, когда узнают, что Эрик хочет в космос. К сожалению, понятно. И этот фильм пытается выразить — пусть недостаточно страстно и талантливо — стремление в космос, красоту Вселенной, Земли, Луны, жажду духа по великим свершениям, соразмерным Человеку и достойным Человека.

И ещё — фильм очень спокойный: почти нет лихорадочной суеты, зато есть тихие посиделки на берегу моря и простая плотницкая работа в кадре, парусники и закаты, синева неба и призрачное серебро Луны, красивые женщины и мужчины, дружба и любовь.

Любопытно было увидеть молодую Стоун, ещё не снявшую трусы для «Основного инстинкта» (это случится через несколько лет) и ничуть от этого не потерявшую. Нет, эта тема, конечно, весьма увлекательная и животрепещущая, но не одними же раздвинутыми ногами жив человек. Хоть роль у неё была маленькая, почти эпизодическая, и как актриса она здесь не раскрылась, всё же просто приятно было посмотреть на красивую молодую женщину, исполненную спокойного достоинства. Сдаётся мне, это была лучшая её роль — когда она там просто сидела в кресле на берегу и улыбалась.

Мартин Шин — ну что же Шин, он как всегда красавец. Гениальностью и проникновенностью игры не поразил, но и сказать, что совсем уж слажал — не скажешь. Шин там был, зритель его видел, зрителю приятно.

Прочих актёров практически не знаю, поэтому говорить особо не о чем. Впрочем, симпатичная мордочка юной Оливии д'Або весьма дополняла Стоун, создавая вышеупомянутые ощущения созерцания чего-то приятного и милого.

Фильм посвящается экипажу «Аполлона-I»:

подполковнику Вирджилу Гриссому,

лейтенант-командеру Роджеру Б. Чаффи,

подполковнику Эдварду Х. Уайту,

погибшим 27 января 1967 года.

А также экипажу

«Челленджера» миссии 25:

майору Френсису Р. Скоби,

командеру Майклу Дж. Смиту,

д-ру Джудит А. Резник,

майору Эллисону Онизука,

д-ру Рональду МакНэйру,

С. Кристе МакОлифф,

Грегори Джарвису,

погибших 28 января 1986 года.

В честь подвигов и жертв, принесённых ими,

чтобы все люди когда-нибудь могли шагать

среди звёзд.

Таково посвящение в титрах фильма.

Эта статья была опубликована на Редаре 30 мая 2009 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта.