Задумывались ли вы о том, что продуктовый магазин у дома на самом деле не продает вам продукты питания? У него есть другая важная функция, которая сильно отличает его от любого супермаркета или гипермаркета.
В смысле? Как не продает? Автор, ты шизанулся совсем? Осенне-зимнее обострение? День открытых дверей в дурке?
Примерно такие вопросы рисуются в моей голове, когда я проговариваю эту фразу про себя: "Продуктовый магазин у дома не продает вам товары".
А если с небольшим уточнением, то нормальный магазин на самом деле оказывает нам с вами услугу. Нет, это не шутка в формате: "Скажите спасибо, что тут открылся нормальный магаз, а не какой-то там Пагнит или Мятерочка!". Речь идет о том, что розничная торговля сегодня - это предприятие больше сервисное, нежели торговое. Его функция не просто купить дешевле, а продать дороже. Задача куда шире. Давайте разберемся, какие виды услуг оказывает нам с вами нормальный магазин (или должен оказывать)
Магазин оказывает услуги
1. Подбор оптимального ассортимента под жителей/покупательский поток в конкретной локации. С учетом особенностей этого покупательского потока.
2. Магазин гарантирует вам наличие тех товаров, к которым вы привыкли. И обязуется предоставлять только свежие товары. То есть в услугу магазина входит и корректный расчет количества товаров для заказа, и регулярные поставки, и удобная выкладка на полку.
3. Магазин у дома экономит время своих покупателей, тк он близко, торговый зал небольшой и все товары под рукой. Не нужно обходить все витрины супермаркета, чтобы взять молоко и хлеб. Ведь крупные ритейлеры специально товары повседневного спроса размещают в дальний угол, чтобы покупатель мог ознакомиться со всей выкладкой
4. Магазин у дома может привезти какие-то товары под заказ. Общий тренд на отказ от личного транспорта набирает все большие обороты. При этом поездка в Гипермаркет уже давно не является развлекательной программой. Так что получить необходимые товары в ближайшем магазине - это очень удобная опция.
5. Магазин у дома может собирать заказы или делать доставку покупок по ближайшим домам. Тут Клондайк.
- Пожилым людям иногда тяжело ходить в магазин, а дети заняты на работе с утра до вечера и не могут помочь. Выход - заказ+доставка.
- Занятым покупателям может быть нужна свежая молочка, а к концу дня ее обычно уже нет. А занятые люди в магазин если и ходят, то прям вечером. Выход - предзаказ днем. А вечером просто забежать и забрать пакетик. Быстро и просто. Это, кстати, решает проблему наличия свежих товаров с коротким сроком годности. Чтобы не заказывать лишнее и не попадать на списание, можно удовлетворить потребность покупателей и таким не линейным способом.
Тут можно продолжать придумывать сценарии под особенности конкретной локации.
6. Магазин слышит своих покупателей и меняется для них. Это услуга. Как я уже писал про мой поход в Карусель, в подобных магазинах изменения ассортимента или выкладки, которые могут быть удобны покупателю - это процесс через множество согласований с толпой менеджмента в центральном офисе. А небольшой магазин может услышать запросы клиентов и сделать на их основе общий вывод, который моментально реализовать в виде новой позиции в ассортименте или за счет изменения выкладки, например.
Это далеко не полный перечень услуг магазина, которые создают для нас Воспринимаемую ценность. И у каждого из нас она будет какая-то своя. При этом воспринимаемая ценность конкретных товаров в общей массе воспринимаемой ценности от магазина, конечно, играет роль. Но настолько базовую и незначительную, что если в остальной части воспринимаемых ценностей будет голяк, то покупатель с легкостью и без лишних сомнений сменит магазин на тот, что покажется ему чуть светлее или чуть просторнее.
В моем понимании владелец розничного магазина завтрашнего дня - технологичный, тк процессы требуют автоматизации. Да еще все вот эти истории с предзаказами, доставками и прочим. А помимо технологичности, предприниматель завтрашнего дня еще и чуткий психолог, который находит подход к своим покупателям, слышит их и меняется для них.