Итак, 5 апреля 1918 года во Владивосток вошли первые две роты «соседей» для защиты своих граждан.
Накануне в городе были убиты двое служащих японской торговой компании. Кто и почему их убил – никто не разбирался. Но предлог для вторжения появился. Слабая советская власть в городе, что называется, утёрлась. 29 июня областную земскую управу, которую контролировал городской Совет Владивостока, просто разогнали те самые «чехи», для помощи в эвакуации которым и предназначались японские экспедиционные силы.
В начале августа японцы высадили десант на Амуре и захватили Николаевск, а в середине августа перебросили во Владивосток пехотную дивизию. Поддержанные силами атамана Семёнова, они пошли на Читу и заняли её 6 сентября. А 12 сентября установили полный контроль над Амурской железной дорогой. К октябрю 1918 года в России воевало свыше 70 тысяч японцев – в два раза больше, чем всех интервентов из стран Антанты. По некоторым источникам, к концу «пребывания в России» контингент военнослужащих Страны восходящего солнца составлял около 100 тысяч человек. Японцы оккупировали Приморье, Приамурье и Забайкалье, практически, весь русский Дальний Восток, граничащий с Китаем и Маньчжурией.
Японцы выгребали богатства Дальнего Востока «под гребёнку». Скупали землю и предприятия, захватывали лучшие рыболовные участки, пилили лес, вывозили к себе на острова металл и минералы. При любом сопротивлении зверствовали настолько изощренно и жестоко, что это осталось в истории – вспомним Лазо и Банивура, например...
Поражение Колчака зимой 1919-1920 года заставило Антанту отказаться от планов раздела России. Вдоволь позверствовав в Приморье, американцы уже вскоре после падения Колчака собрались эвакуировать своё воинство. Японским союзникам объяснили, что поскольку чехословацкий корпус вот-вот оправится домой, американцам, которые его якобы прикрывали, в России делать нечего. В апреле 1920 года войска США, Великобритании и Франции покинули Владивосток.
Японцы же оставались на нашей земле до октября 1922 года – больше четырёх лет! И опять Советская власть, к тому времени, победившая на большей части России, не смогла выкинуть оккупантов из Приморья. Но какие-то примиряющие шаги надо было делать, чтобы избежать дальнейшего кровопролития. В1920 году советское правительство предложило создать буферное государство. Япония согласилась. 6 апреля 1920 года появилась Дальневосточная республика (ДВР) с территорией от Байкала до Тихоокеанского побережья. Японцы не смогли переломить ситуацию в свою пользу, и в конце октября вынуждены были покинуть Приморье. А 13 ноября 1922 года в ДРВ признали советскую власть в крае и провозгласили республику частью РСФСР.
Теперь отправимся на Сахалин, где в эти годы тоже шли разнообразные тектонические процессы с активным участием наших восточных «соседей».
В конце апреля 1920 года, разочаровавшись, вероятно, в собственных успехах в Приморье и Приамурье, японцы решили под шумок захватить весь Сахалин, который по Портсмутскому договору был разделён на японскую и русскую части владения. Японцы перешли 50-ю параллель и устремились на север острова. К октябрю Сахалин оказался полностью по властью японцев. В русской части острова было введено японское военно-гражданское управление, а действие российских законов отменено. Было объявлено обязательным празднование дня рождения императора Японии, населённые пункты получили японские названия.
Вот энциклопедическая справка: «За 5 лет оккупации с острова было вывезено от 20 до 25 тысяч тонн нефти, были полностью истреблены ценные пушные животные – соболь, выдра, лисица, значительно сократилось поголовье белки. Были безвозвратно утрачены ценнейшие коллекции Сахалинского краеведческого музея по культуре аборигенов, палеонтологические образцы и другие экспонаты».
Я уже говорил, что «хозяйственная» деятельность японцев на русских территориях всегда отличалась агрессивным хищничеством. Ещё один нюанс японской оккупации Северного Сахалина: за пять лет русское население здесь сократилось вдвое – с 10,4 тысячи человек до 5,7 тысячи.
Пять лет – это время с захвата северной части острова до подписания Пекинского договора 1925 года (Советско-японская конвенция от 20 января 1925 года). В статье 2 записано: «Союз Советских Социалистических Республик соглашается, что договор, заключенный в Портсмуте 5 сентября 1905 года, остаётся в полной силе». Это была уступка Японии – и не последняя. В пункте 1 протокола Б к договору говорится: «Правительство Союза Советских Социалистических Республик соглашается предоставить японским концернам, рекомендованным Правительством Японии, концессию на эксплуатацию 50% площади каждого из нефтяных месторождений на Северном Сахалине...». На основании конвенции 22 июля 1925 были подписаны контракты о предоставлении Японии угольной концессии, а 14 декабря – нефтяной.
Дальнейшие отношения СССР и Японии вплоть до столкновения у озера Хасан в 1938 году не отличались безоблачностью. В 1928 году японское военное командование принялось разрабатывать так называемый «План Оцу», по которому армия Япония вторгалась в Китай и Маньчжурию, а потом захватывала Приморье, Приамурье, Забайкалье, Северный Сахалин, Камчатку и другие территории Дальнего Востока. СССР предлагал трижды с 1926 по 1928 год заключить пакт о ненападении, и каждый раз японское правительство заявляло, что для этого время ещё не пришло.
18 сентября 1931 года японские войска напали на Китай и ввели войска в северо-восточные провинции. Советская сторона осудила акт агрессии – и только. Почувствовав, что серьёзного ответа не будет, японцы активизировали провокационные вылазки на КВДЖ. Учитывая эти провокации и невозможность дать вооруженный отпор, советское правительство предложило Японии купить дорогу.
На переговорах, которые тянулись почти два года, японцы предложили оскорбительную цену за магистраль – 50 миллионов йен. В это же время усилилась антисоветская агитация в Китае и Маньчжурии, а на КВДЖ начались вооруженные налёты японцев. Правительство СССР 23 марта 1935 года подписало соглашение о приобретении дороги властями марионеточного Маньчжоу-Го за 140 миллионов иен. Это составляло примерно 50 миллионов золотых рублей, что было значительно меньше средств, вложенных русскими в строительство КВЖД.
До мая 1938 года отношения СССР и Японии и так оставались очень напряжёнными, а граница между Приморьем и Маньчжоу-Го была самой беспокойной. Но в начале лета 1938 года японская военщина начала пропагандистскую кампанию вокруг «спорных территорий» на этой границе, что вело к прямому столкновению двух стран.
Продолжение следует.
Вячеслав Сухнев
Источники:
Крах стратегии «спелой хурмы». Военная политика Японии в отношении СССР. 1931-1945 гг. М., Мысль, 1989.
Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн. 1. М., 1973.
О событиях на реке Халхин-Гол. «Партийная жизнь», № 16, 1989.
https://topwar.ru/23189-20-yanvarya-1925-goda-sssr-i-yaponiya-podpisali-pekinskiy-dogovor.html
https://revolution.allbest.ru/history/00835173_0.html
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1318
http://expert.ru/2014/02/12/poslednij-boj-grazhdanskoj-vojnyi/media/preview/
Ставьте знаки внимания, пожалуйста! Спасибо.