Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Девушка с татуировкой дракона

Дабы сразу пресечь все вопросы и претензии, скажу: да, шведский оригинал этого фильма от режиссера Оплева с Нуми Рапас и ныне покойным Микаэлем Нюквистом я видел. И не только оригинал, но и оба его сиквела, те самые, где девушка "...играла с огнем" и "...взрывала воздушные замки". Последние, впрочем, снимал уже не Оплев, а Альфредсон, и были они, мягко говоря, фигнёй на постном масле. Не знаю, как обстоят дела в одноименных книгах Стига Ларссона, но двухсерийное кинопродолжение истории Лисбет Саландер выглядело по сравнению с заверченной "...татуировкой дракона" ну очень примитивным, рыхлым, притянутым за уши, да ещё и размазанным на целых 4,5 часа (в сумме). И только личное и актёрское обаяние душечки Нуми Рапас (Нюквист в тех фильмах отошёл на второй план) хоть как-то поднимало настроение зрителям, решившим досмотреть эту тягомотину до конца. Вот почему я был рад, что Голливуд ограничился лишь выдающимся сюжетом первой книги. А на вторую и третью тупо забил, пусть даже в действител
Оглавление

(2011, США)

Надо отдать Крэйгу должное: он честно старается, чтобы образ Бонда не прилип к нему навечно. И потому не стесняется играть совсем не крутого хорошего парня в тени крутой плохой девчонки.
Надо отдать Крэйгу должное: он честно старается, чтобы образ Бонда не прилип к нему навечно. И потому не стесняется играть совсем не крутого хорошего парня в тени крутой плохой девчонки.

Дабы сразу пресечь все вопросы и претензии, скажу: да, шведский оригинал этого фильма от режиссера Оплева с Нуми Рапас и ныне покойным Микаэлем Нюквистом я видел. И не только оригинал, но и оба его сиквела, те самые, где девушка "...играла с огнем" и "...взрывала воздушные замки". Последние, впрочем, снимал уже не Оплев, а Альфредсон, и были они, мягко говоря, фигнёй на постном масле. Не знаю, как обстоят дела в одноименных книгах Стига Ларссона, но двухсерийное кинопродолжение истории Лисбет Саландер выглядело по сравнению с заверченной "...татуировкой дракона" ну очень примитивным, рыхлым, притянутым за уши, да ещё и размазанным на целых 4,5 часа (в сумме). И только личное и актёрское обаяние душечки Нуми Рапас (Нюквист в тех фильмах отошёл на второй план) хоть как-то поднимало настроение зрителям, решившим досмотреть эту тягомотину до конца. Вот почему я был рад, что Голливуд ограничился лишь выдающимся сюжетом первой книги. А на вторую и третью тупо забил, пусть даже в действительности он сделал это по иным соображениям. Просто римейк "Девушки 1" за авторством Дэвида Финчера показал себя в прокате слишком вяленько, поэтому впоследствии и не оброс сиквелами.

- Как жаль, что я не Жан-Клод Ван Дамм, господин растлитель малолетних! А иначе я бы звезданула тебе с "вертушки" в прыжке прямо во-о-от сюда!
- Как жаль, что я не Жан-Клод Ван Дамм, господин растлитель малолетних! А иначе я бы звезданула тебе с "вертушки" в прыжке прямо во-о-от сюда!

Как человек, дважды посмотревший и шведскую "Девушку 1", и её голливудскую вариацию, могу с уверенностью сказать: нет принципиальной разницы ни в качественном исполнении этих картин, ни в способе подачи их сюжетов, ни особенно в выбранной для них съемочной натуре - шведской провинциальной глубинке. Да и хронометраж у них почти одинаков: 2,5 часа +/- несколько минут. Поэтому затрудняюсь дать оценку, какая из них понравилась мне больше. Швед Оплев снимал более классично и по-европейски не спеша, зато американец Финчер добавил в эту историю своих авторских саспенс-наворотов: много внимания уделил музыкальному сопровождению и динамическому монтажу. Благодаря последнему его лента выглядит живее, за это он даже заграбастал в тот год "монтажного" Оскара.
Вдобавок Финчер выпендрился и нарисовал своей "Девушке" клиповую заставку аккурат в духе Бондианы. Вот только зачем, я так и не врубился. И когда после шизофренического сюра, на фоне которого идут начальные титры, мы наблюдаем вполне реалистичный детективный триллер, выглядит это странновато. Так, как если бы вам подарили классический подарок вроде одеколона, но завернутый в репродукцию картины Сальвадора Дали. Необычно, это верно, но к чему был сей непонятный выверт?

Что бы сделал в такой ситуации Джеймс Бонд? Сначала допил виски, потом достал потайной шпионский гаджет, срезал петлю, освободился и всех перестрелял... Загвоздка в том, что журналист Блумквист и близко не 007, поэтому может успешно справиться лишь с первым пунктом данной программы.
Что бы сделал в такой ситуации Джеймс Бонд? Сначала допил виски, потом достал потайной шпионский гаджет, срезал петлю, освободился и всех перестрелял... Загвоздка в том, что журналист Блумквист и близко не 007, поэтому может успешно справиться лишь с первым пунктом данной программы.

А вот главные героини у Оплёва и Финчера заметно отличаются - и на том спасибо. Американскую Лисбет Саландер играет Руни Мара, которая в свои тогдашние 26 лет больше смахивала на панкующего вчерашнего подростка - угловатого, ершистого и с обостренным чувством нетерпимости ко всяким подонкам и лицемерам. Тогда как 30-летняя шведка Нуми Рапас, при всех своих недюжинных талантах, выглядела уже взрословатой для данной роли. Особенно взъерошенная, размалеванная черным макияжем и обвешанная царапучей панковской бижутерией. Однако при этом я не считаю, что Рапас сыграла менее ярко или темпераментно. Правильнее сказать, что сегодня у нас есть две равноудавшиеся версии Лисбет, обе они обладают своими уникальными достоинствами и имеют одинаковое право на существование.
Зато про ее экранного партнера, журналиста Блумквиста, особо сказать нечего. И Микаэл Нюквист (у Оплева), и Дэниэл Крэйг (у Финчера) неплохо вписались в роль настырного, но всё же не боевитого правдоискателя. Такого, который умеет мастерски вести под кого-то подкоп, но в лобовом столкновении с врагом как правило огребает люлей. При том, что и Нюквист, и Крэйг прежде не раз играли крутых парней, не нуждающихся ни в чьей защите, а тем более девчачьей.

Поди догадайся, что сейчас на уме у милашки Лисбет: она всего лишь массирует приятелю шею или собралась заехать ему коленом по яйцам?
Поди догадайся, что сейчас на уме у милашки Лисбет: она всего лишь массирует приятелю шею или собралась заехать ему коленом по яйцам?

***

В общем, второе, на сей раз голливудское кинопрочтение нашумевшего мирового бестселлера о том, как некое влиятельное шведское семейство наняло журналиста для расследования тайны, мучившей это семейство вот уже 40 лет. Ну а журналист и его внештатная помощница, отнюдь не комсомолка-спортсменка, да и не красавица, разрыли в итоге целый шипящий гадюшник. Такой, что Дэвиду Финчеру, как и его европейскому коллеге Оплеву, понадобилось аж 2,5 часа, чтобы разложить все загадки этой истории по своим полочкам.
А тут ещё, оказывается, в нынешнем году режиссер Федерико Альварес (
"Не дыши") снял-таки условный сиквел этой истории под названием "Девушка, которая застряла в паутине". Разве что уже с другой "девушкой" в исполнении Клер Фой. И хоть невзрачные оценки картины Альвареса меня настораживают, пройти мимо неё я не имею права, и как только до неё доберусь, так сразу об этом отчитаюсь. Тут уж будьте уверены и следите за обновлениями этого канала.

Как любой уважающий себя и своих зрителей режиссёр, Дэвид Финчер тоже любит частенько порадовать нас удачными ракурсами.
Как любой уважающий себя и своих зрителей режиссёр, Дэвид Финчер тоже любит частенько порадовать нас удачными ракурсами.