Найти тему
Николай Зайцев

Город шаманов

Отзыв на роман "Город шаманов" Николая Зайцева

Очень необычно, книга в высшей степени не стандартная.

Вначале -для кого представляет интерес.

Классика в своей исторической части - Россия конца 19 века. Всё абсолютно в этой части вызывает эйфорию - сочно, красочно, красиво, правдиво, продуманно. Повествование льётся широкой рекой, мощно и спокойно, как Волга.

"Молодой барчук вихрем влетел в летнею кухню, кинул в лохань связку карасей – утренний улов, и закружил по чистым доскам, лихо стуча пятками. Голый по пояс, одетый в одни подкатанные до колен парусиновые брюки, был он черен от загара, безмятежно весел, и улыбчив от избытка молодости. Караси вяло шевелили плавниками, смотрели на него круглыми золотистыми глазами и недоуменно хлопали широко раскрытыми ртами. Прасковья глупо заулыбалась, забыв мешать варенье, таким же карасем стала смотреть на молодого барчука, пока маменька не кашлянула из своего угла, недовольно шевеля выцветшими губами. Слуга перед ней, одетый не по летней погоде в длинный сюртук, сжался и опасливо заозирался. Жорка, руками хватая, что понравится: большой каравай сунул под мышку, крынку с молоком в одну руку, закружил кухарку, блюдце пенки клубничного варенья в другую, угомонился и сел во главе стола. Жадно припал к горловине глиняного кувшина, запрокидывая крынку. Заходил кадык так, что все засмотрелись. Шумно выдохнул, стукнул кувшином о столешницу, надломил каравай с хрустом и стал есть пенку, блаженно щурясь. Только сейчас заметил нового слугу и задорно подмигнул старику, стушевав того еще больше.

- Да поел бы, как человек. Прасковья вон вареников наварила, яичницу со шкварками сделает – куры несутся, как сумасшедшие. И борщ свежий есть со сметанной. А не хочешь деревенской пищи, так француза выпишем, станет готовить омаров. Третьяковы так сразу выписали и третью неделю омаров да трюфеля едят под соусами разными.

- Мне омаров не надо. Мне борща надо. И сметаны побольше. И яичницу, и вареники. Сейчас только пенку до вымазываю!

- Так начал бы с борща! Как все люди. А то с пенки сладкой и молока! Какая это еда?

- То не еда, маменька, а пир! Пир горой, - Георгий весело рассмеялся и снова подмигнул старику, - после казарменных сухарей - милое дело. А, чем вам, маменька, наш прежний конюх не угоден? "

-2

Главный герой, Иван Матвеевич Суздалев, знакомый нам по роману "Золото Плевны" отправлен по контузии в отставку. Мир для него разделился и обесценился. С одной стороны он блестящий офицер и завидный жених, с другой опустошённый и разрушенный войной человек. В него влюблена первая красавица графиня Ольга. Через гимназистов и их разговор нам предстает внешний вид нашего героя.

-Жора говорил, что брату скоро тридцать. Представляешь? Тридцать! Как дожить-то такого возраста и не развалиться? Конечно, по нему видно, что старик. Время никого не щадит. Но иногда хочется быть стариком. Таким, как этот. Чтобы влюблялись первые красавицы.

- Замолчи! Ты его хвалишь?! Соперника моего! Он жалкий, дряхлый старик… И он еще жив. Как такое возможно?

- И он герой Шипки. Мне маменька в детстве читала…

- Замолчи! Я сейчас вызову его на дуэль! Я убью его! Такие не должны жить!

- Постой! Слышишь? Постой!

Гимназисты вскочили и, путаясь в траве, побежали к тропинке, наперерез мужчине.

- Господин Суздалев! Господин Суздалев!

-3
Мужчина резко повернулся. Стремительно, как пуля. Взглянул в сторону гимназистов хищным дьяволом, гвоздя на месте, и видя чужой панический испуг и ужас, открыто улыбнулся, превращаясь в человека. Поправил слегка фетровую белую шляпу, то ли честь отдал, то ли стряхнул жучка зеленого. От такой быстрой перемены в лицах, контуженного отставного офицера, старшеклассники струхнули еще больше. Побелели лицами. Стушевались. Затоптались на месте.
Мужчина резко повернулся. Стремительно, как пуля. Взглянул в сторону гимназистов хищным дьяволом, гвоздя на месте, и видя чужой панический испуг и ужас, открыто улыбнулся, превращаясь в человека. Поправил слегка фетровую белую шляпу, то ли честь отдал, то ли стряхнул жучка зеленого. От такой быстрой перемены в лицах, контуженного отставного офицера, старшеклассники струхнули еще больше. Побелели лицами. Стушевались. Затоптались на месте.

Всё изменилось после дуэли. Снега, Север, глушь, тоска. Несчастный случай. Необычное озеро, где по приданию в мире мёртвых находились души умерших от болезней. С этого момента начинается мистика. Всё крутиться в безумном хороводе. Нет никакой логики, невозможно отличить явь от бреда и видений.

Трудные, но интересные для восприятия страницы.

Воспоминания былой жизни - Турецкая война, имение, Ольга, брат, без видимой логики сменяют картины юрты с молодой женщиной и дедом шаманом, бьющим в бубен - плохо, ой как плохо Ивану Матвеечу. Солдаты, больница в Коле, и вновь провал и звучание бубна, горячие женские руки на груди, дикая притягательная сила и вновь забытьё.

Тема связанная с тайнами и развитием человеческой Души. О том, что душу можно отобрать через магию шаманов, или спасти от перерождения в злой дух и чудовище.

О восприятие действительности и себя.

-Почему я в последнее время мир принимаю двойственно? Стоит чему-то непонятному встретится на пути сознания, как мозг тут же с готовностью делит события на два варианта восприятия. И подталкивает вперед тот, что мне удобен. Мало заботясь о правде.

А в чем она правда? Где истинна?

Психология, колдовство, мир мёртвых духов, разные реальности.

Обряды и верования кочевых народов Севера.

Подробно, основательно.

Противостояние языческих религий и Православной церкви в реальных картинках жизни малых северных народов. Страшные обряды и праздники показаны очень точно, видим глазами изменившегося героя. Для всех он блаженный, дурачок.

Иван Матвеевич сам знает кто он, но не может рассказать. Он лишён голоса, воли и силы. Он - Сайвагудче, проводник в мире мёртвых.

Но когда загремели выстрелы по крепости со стороны английских кораблей, а сам И. М. приложился головой о порожек, в нем вновь проснулся воин и отработанные до автоматизма действия и мышление в бою.

Прекрасная сцена боя - защиты бастиона Севера - четкость, профессионализм, динамика. Мистика, ужас и геройство.

-6

Мистика. Её очень много, есть жуткие моменты.

Но именно с одного из таких начинается обратный отсчёт, то же самое озеро в мире мёртвых, в котором герой видит свою потопленную лыжу. В руках таинственный кинжал, он принимает не простое решение и совершает действие.

Думаю - это был переломный момент.

И ум начинает освобождаться от наваждений, а мы наконец-то понимать, что происходит с героем. С этого момента оторваться от чтения очень трудно. Открываются тайны.

Теперь о построение сюжета.

Первую половину книги я абсолютно не могла привязаться к рассказу "по-логике" вещей. Пока не поняла, что всё происходит в ГОЛОВЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ, списанного с фронта после контузии. Восприятие им мира уже отличается от принятого "нормального". Сильные головные боли теряются только в больших дозах коньяка. Что тоже играет свою роль. И по воле событий, в беспамятстве, попадающего во власть шаманской магии, полностью замешанной на связи с духами Мира мёртвых и подчинения силы ритуальных зверей.

-Я же помню Прохора, который приехал со мной - всю жизнь старик рядом, а тут его вдруг не стало? Как такое возможно? Да я без слуги в эту глушь и не поехал бы! Кто сумасшедший, я или доктор? Однозначно доктор! Почему они ведут себя так странно со мной, особые, не стрелянные на дуэлях северные люди, страха нет? Я помню Ольгу, каждый бал, каждый вечер с ней, каждый вздох! И я помню девушку из этой вежи. Сейчас нежилой и холодной. Как такое возможно? Где тепло очага? Она сидела рядом со мной. Говорила. Отогревала своим телом! А чего стоил певец?! Я откровенно возненавидел его заунывную песню о себе! Такое ни с чем не спутаешь. Так что мои воспоминания верны. Все!

Сделанный из И.М проводник между мирами, ни мертвый, ни живой, движется в них, но имеет в конце на удивление реальное восприятие происходящего:

- Я пожал плечом. Меня хотят испугать состоянием, в котором я нахожусь последние года своей жизни? Они думают, что я ни живой и ни мертвый только стал я с ними? Серьёзно? Да, я живой только для Ольги и ради нее, а мертвый, потому что не вернулся с Балкан и остался где-то под Плевной, вместе с Прохором, друзьями и молодостью. Пригрозить мне не существующим односторонним договором? Который сами выдумали и мне пытаются навязать? Да что с вами люди и твари не божьи?

Что же СПАСАЕТ героя от мира забвения, потери своей личности и себя самого. Да только сильная, светлая Душа, которая появляется виденьем в его спутанных отрывках различных реальностей, защищая и поддерживая.

Заботливо посланный защитник, друг, помощник - белый волк, из мира "живых мертвых" в мир "мёртвых мертвецов".  Он раскроет ещё свою таинственную роль? Много вопросов остаются открытыми.

Всё, скажу вам, было очень непросто для понимания, но не противоречило лично моей картине восприятия мира. Могла "поспевать" за автором и его героем, но за верность полученной вами "картины мира" никто ручаться не может. Она индивидуальна.

Можно только рассуждать и обсуждать, думать.

-8

Вторая часть книги более динамична, вместе с героем мы начинаем пробиваться к "свету разума", осознанию себя и что всё же вокруг происходит. Очень трудная для автора задача. Построение идёт через образы реальности, диалогов с мифическими богами, провалы во времени, через проявления благородства души- ответственность за близких людей, пусть и творящих тебе зло.

Заканчивается книга неожиданно - наталкивает на мысли о дальнейшем путешествии души героя. А может он остался, как был, ни живым, ни мертвым, и ему предстоит "воскреснуть" и многое понять? Думаю, это вопросы второй книги.

Меня этот вопрос тревожит, потому что подозреваю, будет поднята одна из версий развития человеческой цивилизации?

И что же это за Русский Север, хранящий в себе столько неизвестных нам пока ещё тайн. Есть намек на одну из них.

Книга мне понравилась своей неоднозначностью, интересной тематикой, языком. Особо историческими картинами российской жизни и естественно героем. Мне бы хотелось узнать и о его дальнейшей судьбе в закрытом мире Титанов.

Но во всяком случае на протяжение всей книги шла ВОЙНА. Но это уже была война за духовный мир Ивана Матвеевича, прорыв в Светлые Миры.

Потому и на войне, как на войне.

Благодарю автора за "ломку мозгов" . Осмысление книги приходит постепенно. Но это не зря потраченное время для людей думающих о Тайнах Бытия и Смерти. Познавательно без сомнения.

Спасибо .

И ещё немного жемчужин:

-9

Не знаю почему, но меня больше всего напугала "реальность" - одержимый доктор в "интересах науки и развития" пытающийся отпилить герою отмороженные конечности.

А смешной показалась "вечная ситуация" из разговоров Ивана Матвеевича ("букашки") с Титаном - Стражем, когда они выясняли, что такое Россия:

- Мир теперь не такой, - трясу я головой, сгоняя наваждение, – «про снимок из космоса» я не понял. У меня есть две фотографических картины. Моя лошадь на одной из них получилась безукоризненно. Как в графике. Я же не похож ни на одной картине. Выгляжу совершенным идиотом. Не знаете, почему так?

До сих пор вопрос без ответа.)))