Бодрящая прохлада с своеобразной речной свежестью нижегородского метро уступает место жаре, царящей в эти июньские дни в европейской части нашей страны. Мы медленно и с какой-то неохотой поднимаемся по лестнице к выходу из метро, вновь окунаясь в горячий уличный воздух.
Перед нами открывается подлинная картина индустриальной мощи этого славного города. Не преувеличение сказать, что сложно увидеть край, где заканчивается Горьковский Автомобильный Завод. Как и все в этой жизни, его не пощадило время. Самый обычный типовой бетонный забор советского образца, которые установлены, пожалуй, в каждом городе нашей страны, отличающийся незначительно друг от друга формой, ограждающий территорию завода, покосился, словно устав держать на себе многочисленные слои краски и пыль десятилетий. Не самое приятное впечатление оставляют и фасады производственных зданий, давно не видевшие ремонта, с разрушающейся кирпичной кладкой, обветшалыми деревянными окнами и дверьми.
Между входом в метро и заводом расположены трамвайные пути стрелки и разворотный круг. Нам повезло, мы увидели весьма старый нижегородский трамвай. По внешнему виду похож на модель Усть-Катавского вагоностроительного завода 70-х годов, схожую своими угловатыми формами со старыми моделями петербургских трамваев, которые одно время приходили на смену чехословатским, в том числе и в Москве. Для меня петербургские трамваи запомнились очень посредственным, топорным качеством сборки, что особенно чувствовалось зимой. Не подогнанные должным образом двери с уплотнителем в закрытом состоянии образовывали щель размером с палец, что способствовало хорошему сквозняку в салоне. ОТК на заводе работало «на славу». Грохот, скрежет и не самый плавный ход не способствовали комфорту передвижения. Старички чехословацкие трамваи, сейчас так быстро покидающие улицы Москвы, в Нижнем Новгороде по прежнему в строю. Хоть и не поражают глянцем окраски, исправно и с той, давно запомнившейся мне плавностью, перемещают пассажиров миллионного города. У этих трамваев очень хорошие печки. Зимой около неё не просто было тепло, а очень жарко, да и сквозняков, привычных для «питерских прямоугольников» в них не было.
Закончив минутку ностальгических студенческих воспоминаний, идем дальше вдоль пустующей субботней стоянки автозавода. Не доходя до центральной проходной, на фасаде серого неприметного здания расположена вывеска, указывающая на вход в музей завода. Внутри сделан хороший ремонт. Лестница, по которой посетители поднимаются на второй этаж, где начинается экспозиция и расположена касса, сохранила ещё советскую отделку. Она облицована камнем серого цвета. Массивные деревянные перила придают ей основательность и монументальность. Уже с этого места начинаешь испытывать настоящую гордость за людей, строивших этот завод, так, чтобы он работал ни одно десятилетие, надолго оставаясь в памяти поколений. Лишь бы у него был хозяйственный руководитель.
У касс уже привычно встречаются англоязычные и испаноязычные гости. Это было несколько семей с детьми. Весьма приятно, что они проявляют интерес к нашей истории. И это не оговорка. В музее рассказывается история автозавода и производимой им техники, но она настолько неразрывно связана с историей самой страны, людей разных эпох, которые и являются центральной частью экспозиции.
В начале осмотра представлены исторические снимки, вещи тех далеких лет, когда на пустынных берегах Волги в 30-х годах ХХ века начиналась грандиозная стройка с не просто быстрыми, а рекордными темпами строительства. Стране нужна была современная автомобильная техника и благодаря самоотверженному труду рабочих, грамотному руководству, исполнению в полном объеме всех необходимых консультационных услуг и поставок оборудования американскими фирмами Форд и Остин завод меньше чем через 3 года освоил полный цикл производства лицензионных копий американских грузовиков и легковых автомобилей. Было создано собственное конструкторское бюро, обучены специалисты, активно проходившие стажировку на множестве заводов зарубежных производителей. Описывать всю экспозицию очень сложно. Её нужно увидеть самому и проникнуться всей этой атмосферой. Я лишь кратко постараюсь передать свои ощущения от увиденного.
Особо необходимо упомянуть значимую часть экспозиции, посвященную работе завода в годы Великой Отечественной Войны. Нижний Новгород хоть и был в тылу, но немецко-фашистская авиация совершала массированные налеты на автозавод, который не прекращал ни на минуту выпуск необходимого транспорта и бронетехники. Техника собиралась в полуразрушенных цехах, порой без крыши, которые не успевали восстанавливать после очередных наделов, и на открытых площадках, невзирая на погоду. Лозунг: «Все для фронта! Все для победы!» был не просто красивыми словами, а характеризовал жизнь страны в эти сложные годы.
Многие работники уходили на фронт. В музее есть их списки, списки героев, с указанием их подвигов, а также погибших при бомбардировках рабочих при исполнении своего трудового подвига. На одной из стоек расположен журнал учета последствий налетов, в котором аккуратным почерком зафиксировано с военным порядком время бомбардировок и их последствия.
Осмотрев историческую часть, спускаемся на первый этаж, где и расположены многочисленные модели автомобилей и не только, которые производились автозаводом.
Как я уже отмечал, это не только и не столько автомобили, а вехи истории нашей страны. Закономерно, что первыми нас встречают знаменитая полуторка (ГАЗ АА, ГАЗ ААА) и легковой автомобиль ГАЗ А.
Если честно, ГАЗ А был весьма непримечательным для нашей истории автомобилем и очень быстро уступил место ГАЗ М-1, который в народе получил множество прозвищ. Одно из самых частых – «Черный воронок». Бесспорно этот автомобиль, как ни какой другой, стал символом неотвратимости наказания (справедливого и нет), так как основными его пользователями были сотрудники НКВД.
Это сложный период для страны. Оценка его выходит за простые рамки разделения на черное и белое. НКВД выполняло важную функцию по поддержанию правопорядка в стране. Нельзя отрицать, что преступность была и будет всегда. В то время основной противоборствующей силой с ней был именно НКВД.
Печальным же пятном черного цвета в памяти страны останется множество перегибов в работе НКВД с совсем не преступными элементами советского общества. Тысячи талантливых деятелей культуры и науки, а ещё больше простых граждан по наспех сколоченным делам, ложным доносам, были расстреляны. Сейчас вызовет удивление, что даже не к месту произнесенная фраза или критика, порой заслуженная, могла стать поводом начать и завершить подобное «расстрельное дело». Сейчас за это максимум побьют дубинкой, например, на очередном митинге оппозиции и дадут 15 суток ареста. И вам не нравится такая свобода господа из «современной демократической интеллигенции», так стремящаяся доказать тоталитарность нынешнего строя?
Черный воронок становился именно тем последним транспортом, увозившим людей из их семей, в которые они больше никогда не вернутся. Навешанные ярлыки «врага народа» ещё долгое время продолжали калечить судьбы оставшихся в живых членов им семей.
Полуторка же являлась одним из символов Победы в Великой Отечественной Войне. Она стоит в одном ряду с танком Т-34. Они служили на всех фронтах и в тылу, неустанно снабжая войска всем необходимым. Именно они были основными грузовиками, снабжавшими блокадный Ленинград. Передвигаясь по льду Ладожского озера без печек (они не были тогда нормой), с открытыми дверьми (их не закрывали для того, чтобы был шанс выскочить из тонущей машины) водители замершими руками сжимали руль, объезжая ледяные торосы, трещины, промывы и обнаженные полыньи под постоянными налетами вражеской авиации, перевозя ценный груз провизии и вооружения для миллионного голодающего, но непокоренного города. На обратном пути, эвакуировали раненых и детей. Эти «жизненные реки» ни на миг не прерывали связь с городом в зимний период, что помогло выстоять и спасти множество жизней в эти страшные годы.
В годы войны из-за нехватки стали первоначально металлическая кабина была заменена на деревянную, с очень незначительной металлической облицовкой. Впоследствии деревянные кабины оставались нормой для восстанавливающейся после войны страны и окончательно ушли в историю только в 80-ые годы со снятием с конвейеров легендарного участника ударных строек Союза - КрАЗа 255. Упрощались и другие элементы конструкции полуторок. Часть из кабин не оборудовались дверьми. В сложные периоды недостатка бензина изготавливались даже модификации машины на печных древесных двигателях.
Следующим в экспозиции расположен прямой потомок легендарной полуторки- ГАЗ 51. Он не простой, а уникальной для советского грузовика расцветки: ярко-оранжевая кабина и солнечно-желтый кузов. Обычными же были более сдержанные цвета: зеленый (основной цвет армейской техники), синий, голубой, бежевый, серый, белый. ГАЗ-51 служил не одно десятилетие на стройках и полях всей страны и активно экспортировался в дружественные страны. Советский кинематограф на века сохранил образ этого «трудяги». Можно вспомнить как темно-синий автозак ГАЗ-51 перевозит героя-хулигана Федю из комедии Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» на «перевоспитание» к Шурику, с чем он замечательно справится, оставив в душе у зрителя характерное для советских комедий чувство доброты, теплоты и хорошего настроения после просмотра.
Рядом с ГАЗ-51 расположился его армейский полноприводный «брат» ГАЗ-63 в характерно зеленой окраске и наследник ГАЗ-53 в приятной бежевой окраске. За ним красуется легендарный легкий армейский грузовик ГАЗ-66, являвшийся долгие годы основным десантируемым грузовиком ВДВ, который уже уходит на заслуженный отдых, уступая место современным моделям, в том числе производимых ГАЗом.
За ним на отдельном постаменте установлена прошедшая ресурсные испытания одна из первых версий Газели. Не помню точно, но это что-то около 270 тыс. км. Для иностранных образцов нормой является ресурс от 500 тыс.км., но для отечественного автомобиля подобный результат является достижением. Вид у неё как после паления с самолета: стоит, раскорячившись на остатках элементов подвески.
В экспозиции представлены модели правительственных автомобилей ГАЗ-12, ГАЗ-13 Чайка, ГАЗ-14 Чайка. Это недоступные, не продававшиеся ни за какие деньги, обычным советским гражданам автомобили. На них перемешались представители среднего звена партийного руководства страны. Для высшего звена существовали лимузины ЗИЛ.
ГАЗ М-20 Победа, Волга ГАЗ – 21, 24 и последующие её версии - это уже доступные за деньги, но по прежнему остававшиеся недостижимой мечтой многих жителей СССР. Они больше являлись автомобилями генералов, низших партийных работников, артистов, космонавтом, спортсменов, заслуженных ученых и не самых простых граждан страны. Это были самые дорогие из продававшихся автомобилей. Даже если удавалось накопить на него, все равно было не просто его приобрести: в СССР существовала система распределения таких товаров, как автомобили. Например, на крупный завод выделялось, допустим, в год пять Волг, десять Москвичей и двадцать Жигулей. По решению руководства сотрудники завода могли приобрести одну из них за установленные цены в порядке составленной очереди или за какие-либо достижения вне её.
Легендарные внедорожники ГАЗ-69 и ГАЗ-67 напоминают, что родина полноприводных легковых автомобилей была именно здесь. И только из-за нехватки площадей в Нижнем Новгороде производство ГАЗ-69 было перенесено в Ульяновск, где началась история других не менее легендарных автомобилей марки УАЗ с такими привычными для нас прозвищами: «Козлик», «Бобик», «Буханка», «Таблетка», «Головастик».
Какая же экспозиция без спецтехники, разрабатываемой и производимой ГАЗ практически с самого основания завода. В годы войны вместе с полуторками завод осваивает выпуск легких танков, самоходных артиллерийских установок и бронеавтомобилей. Все они являются экспонатами других музеев, например Музея Великой Отечественной Войны на Поклонной горе в Москве, который я советую посетить каждому. Здесь же есть их прямой потомок. В самом конце расположился БТР-80, до сих пор стоящий на вооружении, имеющий массу модификаций, востребованный в различных родах войск нашей страни и многих зарубежных стран, в том числе и входящих в Евросоюз.
Рядом с ним гусеничный транспортер снего-болотоход ГАЗ-71. Это транспорт геологов, нефтяников, газовиков, а также других работников Севера и самых отдаленных мест, где ни то что дороги, даже направления с трудом можно найти в окружении непролазных лесов, болот и снегов.
Самым важным органом человека является сердце, а сердце автомобиля- это двигатель. В музее рядом с машинами установлены их «сердца». Не для всех, но для многих.
Все экспонаты не имеют ограждений, а установлены на красные тканевые подиумы, вокруг которых организованно направленное освещение, раскрывающее ещё больше красоту идеального глянца машин. По правилам музея на подиумы нельзя наступать. Многие этим пренебрегают. В процессе осмотра экспозиции нам повстречалась сопровождаемая экскурсоводом группа командированных из Иваново полицейских во главе с начальником РУВД. Откуда я узнал такие подробности, расскажу чуть позже, если кратко, то поиграл в Пуаро.
Пока мы услышали только, как экскурсовод отчитывала одного из полицейских на манер воспитателя детского сада за топтание по подиумам в процессе их фотосессии. Надеюсь, что его немного пристыдил используемый экскурсоводом аргумент: «Как вы можете охранять порядок и следить за соблюдением закона, если сами на своем же примере так его нарушаете». Экскурсоводы всегда занимали особое место в жизни каждого музея. Мало знать историю и экспонаты. Настоящий экскурсовод любит их всем своим сердцем и только тогда его слова по настоящему трогают, остаются в душе, словно это не рассказ о простых и обыденных предметах монотонно заученным текстом, а увлекательная история мамы о своем ребенке. В музее ГАЗа работают именно такие влюбленные в завод люди.
У нас ещё оставалось около двух часов до планируемого срока заселения в гостиницу и мы повторно проходим по залу. Очередная группа с экскурсоводом начинает осмотр. Важных моментом является её манера подачи материала: она не просто рассказывает, а общается, ища отклика в своих словах в такой обширной и разной аудитории. В очередной раз она особо отметила свое наблюдение за поведением людей из самых разных регионов, посещавших музей на протяжении последнего десятилетия, отдельно остановившись на поведении детей. Ребенок ведь является прямым отражением характера, манер и поступков их родителей. Они с самого детства учат его воспринимать окружающий мир и формируют отношение к нему. Самыми невоспитанными являются дети из Москвы. Это относительное наблюдение и я уверен, что не все так безалаберно относятся к этому процессу, но в массе это именно так. Воспитание детей очень сложная тема, требующая терпения, времени и желания. В Москве со всем этим сложности. Длительное время нахождения в пути от работы до дома, нехватка времени, усталость не способствуют должному общению родителей с ребенком. Частое желание «завалить» чадо всевозможными игрушками и потакать его прихотям в период нечастого общения с ребенком оборачивается по мере взросления в печальную картину, которая выражается в пренебрежении ценностями, интересами других людей, установленным общим правилам морали и поведения. Также сказывается недостаток правильной литературы, которые читают им родители, а впоследствии и сами дети. Согласитесь, куда проще вручить ребенку смартфон и пусть он сам находит себе развлечения, чем после трудового дня, устав, но все равно находя силы общаться с ребенком, читать ему, играть, воспитывать и начинать понимать его увлечения и стремления в самом начале жизненного пути.
В пустующем зале музея, напротив той самой Волги ГАЗ-21, что снималась в фильме «Берегись автомобиля» нам повстречались вьетнамские журналисты и настойчиво попросили рассказать о своем отношении к Волге. Как оказалось, у них в стране это культовый автомобиль и любят они его ничуть не меньше, чем мы. Жаль, что мне не удалось рассказать о нём на английском языке, но они согласились на интервью на русском языке. Надеюсь, им понравился отснятый материал.
Когда мы уже начинали покидать залы музея, одна из сотрудниц приветливо и с улыбкой поинтересовалась нашим мнением об экспозиции и полученных впечатлениях. Мы поблагодарили персонал за заботливое отношение к экспонатам и оставили положительный отзыв в книге отзывов. Там же я прочитал отзывы начальника РУВД из Иваново и знакомых нам вьетнамских корреспондентов.
Дальше нас ждала гостиница и продолжение знакомства с Нижним Новгородом.