Янина СВИЦЕ
Эти строки из стихотворения Сергея Тимофеевича Аксакова в полной мере отражают то наследие, которое он оставил нам. Его лира не звучала кимвалом или медью звенящей, она была исполнена любви.
Поэтому творчество и само имя Аксакова находят такой живой отклик в сердцах многих и многих людей. В 1991 году по инициативе известного писателя и общественного деятеля Михаила Андреевича Чванова в Уфе был проведен Первый Аксаковский праздник. За прошедшие 27 лет мемориальный дом-музей С.Т. Аскакова, директором которого с 1992 года является Чванов, стал известным литературным, культурным и историческим центром. Феноменом стало Аксаковское движение, которое благодаря Михаилу Андреевичу и его соратникам с каждым годом включает в себя все больше и больше людей. Ежегодный Аксаковский праздник стал крупным культурным событием и проводится в Башкортостане, Оренбургской, Самарской, Ульяновской областях, в Москве, в Абрамцево и других местах, связанных с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым и его великими сыновьями – Константином, Григорием и Иваном.
Мне посчастливилось быть участницей Аксаковского движения и Аксаковских праздников. С 2008 года я публикую в Аксаковских сборниках литературно-краеведческие исследования о жизни и творчестве С.Т. Аксакова, участвую в научных конференциях. В этом году, 29 сентября, во время проведения XXVII Аксаковского праздника, я оказалась среди гостей в селе Зубово, в котором в XVIII веке находилось имение деда Аксакова, Николая Семеновича Зубова. Главным событием прекрасного детского праздника, который состоялся здесь в этот день, был концерт, на котором выступали не только дети из Зубово, но и коллективы из многих сел Уфимского района: из Булгаково, Красного Яра, Дмитриевки и других. Мое внимание привлекла девчушка, сильным чистым голоском исполнившая песню «Аленький цветочек». Мотив и слова как-то сразу запомнились, а на следующий день в Уфе, в доме-музее Аксакова, я познакомилась и с автором этой песни, гостем из Самары, членом землячества Оренбургских казаков, председателем Аксаковского комитета Самарской области Павлом Анатольевичем Коровиным.
Самарцы, вовлеченные в Аксаковское движение, уже сделали многое для увековечения памяти семьи Аксаковых, памяти самарского губернатора – Григория Сергеевича Аксакова, государственного деятеля, неподкупного честного человека и гуманиста. Одна из улиц Самары была названа в его честь. В селе Страхово Самарской области возведен памятный крест на предполагаемой могиле Г.С. Аксакова (его надгробие было уничтожено в годы советской власти), в селе Неклюдово на могиле деда писателя, Степана Михайловича Аксакова, также был установлен памятный крест. В селе Борском ежегодно проходят Аксаковские дни, а в селе Языково Борского района Самарской области появился музей Ольги Григорьевны Аксаковой, именно здесь под защитой своих бывших крепостных она доживала свой век и была погребена в 1921 году. У самарцев есть мечта – всем миром установить в своем городе скульптурную композицию «Аленький цветочек», представляющую собой фигуры Сергея Тимофеевича Аксакова, Григория Тимофеевича и маленькой Оленьки Аксаковой, держащей в руках аленький цветочек. Ведь своей любимой внучке Оле писатель посвятил «Детские годы Багрова-внука» и сочинил сказку «Аленький цветочек». В поддержку этого проекта в 2009 году Павел Анатольевич Коровин и написал песню «Аленький цветочек». За это время она ушла, что называется, «в народ», существует уже несколько ее интерпретаций и переложений, и часто исполнители даже не знают имени автора. Но Павла Анатольевича заботят не авторские права, а отсутствие средств для установки скульптурной композиции; будем надеяться, что мечта его в конце концов осуществится. Этим и ценны такие праздники – возможностью общения с людьми увлеченными, почувствовать единение с людьми близкими по духу, пропагандирующими наследие семьи Аксаковых.
Программа Аксаковских дней в Уфе была очень насыщенной. В рамках праздника 30 сентября в доме-музее С.Т. Аксакова состоялось открытие выставки, посвященной 200-летию Константина Сергеевича Аксакова, предоставленной культурно-историческим центром Музей С.Т. Аксакова при Московском университете геодезии и картографии. В этом вузе, основанном в 1779 году как Констан-тиновское землемерное училище, чтят память Сергея Тимофеевича Аксакова, который в 1830-х годах был инспектором, а затем директором этого учебного заведения, чтят память семьи Аксаковых. Выставку открыла директор музея при МИИГАиК Варвара Давлетбаева. В этот же день в уфимском доме С.Т. Аксакова состоялось открытие выставки «Родина Аксакова» замечательного уфимского художника и педагога, заслуженного художника России и Республики Башкортостан Рифа Мударисовича Абдуллина. Глядя на его работы, можно еще и еще раз восхититься красотой нашей природы, тем благословенным краем, который сразу и навсегда покорил мальчика Сережу Аксакова и продолжает вдохновлять новые поколения художников и писателей.
Радует то, что аксаковские литературные традиции продолжаются в творчестве современных уфимских писателей. Среди гостей Аксаковского праздника в Зубово был известный поэт и прозаик Айдар Хусаинов. Главный герой его автобиографического романа «Культур-мультур» – уфимский журналист Багров. Персонаж под такой же фамилией появляется и в ранних произведениях писателя, а еще раньше, когда в 1990 году Айдар Хусаинов основал при молодежной газете «Ленинец» литературное приложение «Остров», он сам выступал под псевдонимом Багров. А самое главное то, что проза Айдара Хусаинова, текст романа «Культур-Мультур», заложенные в нем мысли, раздумья, сомнения, предвидения автора – это продолжение и развитие литературных традиций Сергея Тимофеевича Аксакова, которые он оставил в наследство своим литературным внукам.
Завершая свой обзор, мне хотелось бы рассказать о премьере балета «Аленький цветочек», состоявшейся в Аксаковском народном доме – Башкирском государственном театре оперы и балета. Музыку написал наш земляк, ныне известный российский композитор Владимир Купцов, родившийся в старинном городке Бирске, а первоначальное музыкальное образование получивший в Уфе. Поставил балет один из самых признанных современных хореографов – Андрей Петров. На этой премьере я в очередной раз убедилась в высочайшем профессиональном уровне башкирского балета и получила счастливую возможность видеть насколько талантливы наши балерины как драматические актрисы.
Я находилась в ложе прессы и прекрасно видела их лица, мимику, насколько они захвачены действием, погружены не только в танец, но и в образ своего персонажа. Я думаю, многих впечатлил дуэт Чудовища и Настень-ки, танец в горнице двух ее завистливых сестриц и сольный танец Злой колдуньи. Несомненно, что репертуар уфимского оперного театра пополнился еще одной замечательной постановкой.
#башкирия #уфа #литература #аксаков