Найти тему
Екатерина Узакова

Как оправдать ожидания

Одарённый семиклассник из Москвы, получив двойку по литературе, покончил с собой. Родители обвиняют в суициде учительницу. Мальчик учился в математическом классе, ходил на олимпиады по робототехнике, а вот стихи выучить не мог. Отец мальчика убеждён, что сына убила учительница литературы, так как была сильно требовательна. На преподавательницу завели уголовное дело по факту доведения до самоубийства.

Страшная новость. Трагедия для семьи, школы и общества в целом.

И гении несовершенны

А мне вспоминается другой ученик – Александр Сергеевич Пушкин – гений в литературе, но двоечник по математике. Ну, не давалась Саше математика!

По словам сестры А. Пушкина О.С. Павлищевой: «Арифметика казалась для него недоступной и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». И.И. Пущин – друг А.С. Пушкина по лицею, вспоминал, что: «...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

В 1817 г. А.С. Пушкин получил аттестат. В течение семнадцати майских дней пятнадцать экзаменов, среди которых - латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из двадцати девяти выпускников), показав только в российской и французской словесности, а также в фехтовании превосходные успехи.

Все от тебя ждут, что ты будешь идеальным

Был ли лицеист Пушкин перегружен? Возможно. Было ли ему комфортно на уроках математики? Вряд ли. Сложно чувствовать себя комфортно в ситуации тотального неуспеха. А неуспех по математике был тотальный. Мы с ребятами, когда ездили на экскурсию в царскосельский лицей, своими глазами видели «два» в аттестате. В рейтинге – четвертый с конца, в нашей гимназии А.С. Пушкина с таким аттестатом в десятый класс не рекомендовали бы. Почему два по математике никак не отразилась на поэте?

Может быть потому, что педагоги знали или догадывались, что разные полушария головного мозга отвечают за математику и литературу, и если ты хорошо пишешь стихи, то неудивительно, что математика может хромать? А мы сегодня требуем пятёрки по всем предметам, если одарен в химии, то и по литературе ждем пять.

Может быть потому, что оценка по предмету воспринималась, как оценка за выполненные или невыполненные задания, а не как оценка личности ребенка?

И чьи ожидания должен оправдать ученик? Ожидания взрослых – мам, пап, учителей, администрации школы, районо, гороно, министерства образования, которое должно отчитаться и рапортовать о достигнутых результатах. И эта махина ожиданий может придавить ребенка, сломать.

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска