"Отвязные 60-е" были, несомненно, самым красочным десятилетием прошлого века. Двигателем перемен, как это часто случается, было молодое поколение. Благодаря послевоенному бэби-буму, в 60-е молодежь составляла очень большую часть населения и ее влияние было значительно бóльшим, чем раньше.
Поколенческие конфликты, разумеется, не были явлением, возникшим в 60-е, однако, на этот раз разница состояла в том, что молодые люди не просто бунтовали против системы ценностей родителей, а создали собственную контркультуру, которую продвигали с такой силой, что влияние ее было заметно на каждом шагу.
"Власть цветов" движения хиппи привлекала большинство не только молодежи, но и многих взрослых. Раздавая цветы и украшая ими свою одежду, они протестовали против разделения общества на классы, нетерпимости, расизма и войны.
Первые студенческие протесты начались как борьба за прекращение войны во Вьетнаме, потом похожие студенческие марши, выражающие идеологический протест против законно избранной власти и консервативных ценностей, прокатились и по всей Европе.
Германия и Франция, в частности, был свидетелями слияния и растущей радикализации различных студенческих оппозиционных движений, основанных на идеях Карла Маркса и Мао Цзэдуна. Отторжение студентами существующей "отвратительной политической системы" в конечном итоге переросло в беспорядки, завершившиеся кровавыми столкновениями 1968 года.
Приведенное фото, сделанное в мае 1968 года, в разгар парижских студенческих бунтов, дает очень точную картину противостояния двух поколений и двух ценностных систем "отвязных 60-х".
Психоделические принты Эмилио Пуччи — вершина дизайна "отвязных 60-х" — пользуются спросом и в наши дни, как часть моды на ретро и винтаж.
Одним из фильмов, запечатлевших дух "отвязных 60-х", был первый полнометражный фильм Жана-Люка Годара "На последнем дыхании", в одно мгновение сделавший американскую актрису, сторонницу борьбы за расовое равноправие в США, Джин Сиберг, с ее короткой стрижкой —символом юношеского бунта 60-х.
В картине Годара Сиберг играет застенчивую, но энергичную американскую студентку в Париже, чья боязнь любви приводит ее к предательству собственного любовника. В 60-е любовь стала казаться еще одной старомодной ценностью "поколения родителей", в которую больше никто не хотел верить.
Наш канал о Современном искусстве