Найти в Дзене
Индпошив

Мода и русская интеллигенция

Интересная глава истории русского костюма - внешний облик русской интеллигенции конца XIX и начала ХХ веков. Различные черты, своеобразно проявившиеся в нем на протяжении этого времени, имели свои глубокие корни. Интеллигенция как социальная прослойка, живущая за счет своего умственного труда, появилась в России в XVIII веке. Но русский костюм европейского образца был тогда еще очень молод. Как обязательную одежду, его ввел Петр I всего лишь в 1702 году, а приверженность к широкому, удобному платью, столь необходимому для спокойной домашней жизни, еще долго бытовала среди дворян. И чем самостоятельнее становилось мышление русской интеллигенции, тем критичнее она относилась к слепому подражанию западным обычаям и моде, охватившем широкие дворянские круги. Это критическое отношение, это проявление уважения русским обычаям не было просто "темой для разговоров". Нет. остроумные насмешки над бездумным копированием французских мод, над увлечением внешним при полном отсутствии внутренней культуры стали главной темой сатирических журналов XVIII века.

Интеллигенция, находившаяся на государственной службе, не имела возможности, а иногда и права, появляться в другой одежде, кроме уставленной.

Модель Н. Тепловой, ОДМО,Москва. "Журнал мод",  1975 г № 1.
Модель Н. Тепловой, ОДМО,Москва. "Журнал мод", 1975 г № 1.
Модель Г. Гагариной, ОДМО. "Журнал мод",  1975 г № 1.
Модель Г. Гагариной, ОДМО. "Журнал мод", 1975 г № 1.
"Журнал мод",  1981 г № 2.
"Журнал мод", 1981 г № 2.

На протяжении всего XIX века в ряды русской интеллигенции вливаются широкие слои разночинцев. Обуреваемые жаждой знания, способные жертвовать всем ради приобщения науки, чуткие к добру и злу, они понимают, что чудовищные формы социального неравенства созданы крепостным строем. Критическое отношение к русской действительности вызывает у демократически настроенной интеллигенции отрицательное отношение к быту имущих классов, и мода, достаточно часто менявшаяся в XIX веке, в глазах демократов, особенно демократов-революционеров, становится символом паразитического образа жизни: изысканный модный костюм - первая характеристика пустого человека. Характер русского общества делал особенно ощутимым сословные различия в костюме. Поэтому пренебрежительное отношение к костюму людей, не принадлежащих к "простому" народу, но считающих, что близость к нему может быть выражена внешним сходством, вызывало осуждение. В среде разночинной интеллигенции родилось движение - "хождение в народ". В истории русского костюма с этим движением связано и первое увлечение русской рубашкой "косовороткой", которая в 80-х годах входит в быт студентов и сохраняется до 30-х годов ХХ века.

Модель И. Рудицкой, Виалегпром. "Журнал мод", № 1 1976 г.
Модель И. Рудицкой, Виалегпром. "Журнал мод", № 1 1976 г.
Модели Е. Стерлиговой и С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модели Е. Стерлиговой и С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модели С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", 1981 г № 3.
Модели С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", 1981 г № 3.

Аскетическое отношение к своей внешности, к своему костюму становится характерной чертой передовых кругов русской, особенно революционной, интеллигенции. Это отношение передается из поколения в поколение и стойко противопоставляется тому мещанскому увлечению вещами и самим процессом их приобретения, которое охватило буржуазные и мелкобуржуазные круги русского общества во второй половине XIX и в начале XX веков.

Модель С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", № 4 1972-73 г.
Модель С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", № 4 1972-73 г.

Такое отношение к своем облику было характерным не только для мужчин, но что особенно интересно, оно существовало и среди женщин. Если мужчина в России XIX века мог еще в какой-то мере выбирать свой путь, то женщина е имела на это никаких прав. А порвать с привычным кругом людей, с привычным укладом было нелегко. Это был подвиг. На такой подвиг пошла Софья Перовская.

Уже тогда ее внешность привлекала к себе внимание: гладкие, стриженные волосы, черно платье шокировали известные круги своей непритязательностью, скромностью - в русской периодической печати публиковались статьи и карикатуры на нее и ее сподвижников. И вместе с тем в письме к матери перед судебным процессом, Перовская просит принести белые воротничок и манжеты, чтобы не дать повода злорадству, так как в тюрьме платье ее сильно обветшало, а она хотела бы выглядеть подтянутой. Мог ли остаться незамеченным, исчезнуть из памяти облик Софьи Перовской? Он был законченным выражением идеала передовых женщин XIX века. В этом не было элемента моды - они не копировали Перовскую. Нет, общность идей, мировоззрения, взглядов исключала какое-либо иное отношение к своей внешности.

Модель С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", № 3 1971 г.
Модель С. Качарава, ОДМО. "Журнал мод", № 3 1971 г.
Модель Ю. Денисовой,ОДМО. "Журнал мод", 1973 г.
Модель Ю. Денисовой,ОДМО. "Журнал мод", 1973 г.

Удобство одежды и простота ценились превыше всего. Так одевались и курсистки, начиная с 1872 года, когда впервые в Росси были открыты Высшие женские курсы. Такой же простой и скромной, без каких-либо модных элементов мы видим курсистку на известной картине Ярошенко. Напомним, что в этом же году турнюры достигли чудовищных размеров, и силуэт женщины напоминал кентавра. С 80-х годов тало увеличиваться количество учащихся и традиция сложившегося женского облика продолжала сохраняться. Курсистки считали совершенно недопустимым носить шелковые платья, даже шелковые блузки. Шерстяные платья, шерстяные юбки, хлопчатобумажные и льняные блузки, самые простые по покрою, скромные пальто и шляпы - вот что носили девушки, стремящиеся завоевать свою самостоятельность.

 Модель Л. Райд. "Журнал мод", № 4 1970-71 г.
Модель Л. Райд. "Журнал мод", № 4 1970-71 г.

Значит ли это, что облик русских интеллигентных женщин XIX века, особенного второй его половины, был лишен женственности и обаяния? Конечно, нет. Их отличало от модного в то время стандарта отсутствие экстравагантности, нагромождения отделки, назойливых декоративных деталей, сложных причесок, что было так распространено в обеспеченных слоях городского населения. Отступление от общепринятого вызывало осуждение обывателей, и в их устах слово "курсистка" звучало отнюдь не лестно.

Модель Л. Алексеевой, ОДМО. "Журнал мод", № 1 1970 г.
Модель Л. Алексеевой, ОДМО. "Журнал мод", № 1 1970 г.
Модель Л. Телегиной, ОДМО. "Журнал мод", № 1 1970 г.
Модель Л. Телегиной, ОДМО. "Журнал мод", № 1 1970 г.

С упрощением всего женского европейского костюма, с увеличением числа образованных женщин, живущих своим трудом, постепенно уничтожается то резкое различие в облике русских горожанок, которое существовало раньше.

Модели Е. Стерлиговой и Е. Ивановой, ОДМО. "Журнал мод", № 1975 г.
Модели Е. Стерлиговой и Е. Ивановой, ОДМО. "Журнал мод", № 1975 г.
Модели И. Рудницкой, Виалегпром. "Журнал мод", 1976 г.
Модели И. Рудницкой, Виалегпром. "Журнал мод", 1976 г.
Модель Ф. Шукаевой, ОДМО. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модель Ф. Шукаевой, ОДМО. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модель Т. Кузнецовой, А. Винтояк. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модель Т. Кузнецовой, А. Винтояк. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модели Чехословацкой Социалистической Республики. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модели Чехословацкой Социалистической Республики. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модель Чехословацкой Социалистической Республики. "Журнал мод", № 3 1981 г.
Модель Чехословацкой Социалистической Республики. "Журнал мод", № 3 1981 г.

В традициях труда, аскетичного отношения к материальным благам, к своему быту, в том числе и к модному костюму, сложившихся в среде передовой русской интеллигенции, формировались и вкусы поколения революционеров, подготовивших и совершивших Великую Октябрьскую революцию. Многие фотографии предреволюционного периода и первых лет революции иллюстрируют это положение.

Прошли десятилетия. Изменился мир, изменилась наша страна, изменилась и мода. Этот "социальный феномен" перестал быть привилегией богатых. Функции мод в жизни современного общества значительно расширились. Производство массовых товаров потребления также подчинено влиянию моды, которая становится более демократичной. Мода помогает формировать внешний облик нашего современника, она вносит эстетическую радость в нашу жизнь. И в этом новом качестве мода тала неотъемлемой частью культуры социалистического общества, провозвестниками которого были революционеры XIX, начала ХХ веков.

М. Мерцалова

Журнал мод, № 1, весна 1970 г.