Происходящее в нашей российской действительности – жуткий абсурд, или суровая реальность? Веселье или ад? Каждый выберет что-то для себя. Мы описали свои во многом полярные мнения и предлагаем их в этой статье. Два разных взгляда на странный российский абсурд.
Скоморошьи забавы существовали на Руси с древних времен - издавна в некоторых русских городах можно было увидеть потешных плясунов, дрессировщиков, держащих медведя на веревочке, силачей, гнущих руками железо. Удалое, залихватское веселье, как казалось, всегда было неотъемлемой чертой суровых славянских народов. Порой это веселье принимало опасный характер - примером тому могут служить популярные в то время кулачные бои. Но всегда как-то обходилось - многое было позволено гневливой, но отходчивой русской душе. Но однажды ситуация изменилась. Каким-то чудом балаган перестал держаться в специально отведенных для него местах и пошел гулять по всей России. В результате безумие накрыло практически всех. Ни с чем не сравнимое ощущение - находиться в стране, подобной горящему кораблю в открытом море и продолжать надеяться на то, что "авось пронесет". Типично русский менталитет - встречать беду с песнями и плясками. Что же все-таки происходит и куда все это ведет?
По большому счету, русская тройка пустилась под откос уже давно. С девяностых незримая хватка социализма ослабла, и измученная страна пустилась в дикий загул. Последствия этого можно видеть и сегодня - олигархи, коррупция, политики, оставшиеся еще с тех "лихих времен". Тогда происходившее в стране еще более напоминало жуткий сон - лихорадка постсоветского пространства, ощущение граничащего со страхом веселья. Можно ли было тогда задуматься, что будет дальше? Но все же трудные времена были пережиты. Однако сейчас все повторяется снова - правда, в другом ключе и с совсем другими героями.
События, произошедшие на Украине, тоже сложно назвать адекватными времени - сакраментальное "кто не скачет, тот москаль" давно уже стало нарицательным обозначением всей сути украинского бунта. Между тем, это не так смешно. Идет кровопролитная война - забиваемая сторонним шумом СМИ и мемами. От этого ситуация кажется еще более нелепой - такое ощущение, что умирает кто угодно, только не такие же люди, как мы с вами. Серьезно, те же странные ребята, что кричат нелепые лозунги на митингах, потом могут взять винтовки и убивать своих сограждан, которые виноваты лишь в своем желании автономии? Между тем, так и есть. Этот абсурд - лишь часть происходящего с Россией, потому что все это, хоть и косвенно, но касается нас.
По поводу современного патриотизма сложно сказать что-нибудь без улыбки. Такое ощущение, что для большинства так называемых "патриотов" будет честью сравнить чужих правителей с каким-нибудь представителем приматов и выпендриться своим пониманием геополитики и межнационального дискурса. Ад с матрешками и РПЦ набирает обороты. Что-то постоянно запрещают, где-то ограничивают, принимаются безумные законопроекты и как жить со всем этим - решительно непонятно. Танец встающих с колен вообще отдельная тема - шутки на эту тему похожи на смех над чьей-то могилой. И все равно мы продолжаем смеяться. Потому что не умеем по-другому. Потому что стоит нам перестать веселиться - и мы поседеем от ужаса. Изощренный сюр, который царит в нашем государственном аппарате, не снился даже Кафке - ведь только у нас всемогущая Система давит человека под рукоплескание и довольный гогот массы. Под боком война, экономику лихорадит - а мы смеемся. Завтра всем нам стоит взять матрешку и икону, и пойти на Китежград в семейных трусах, по пути не забыв взять еще пару городов. Желательно с песнями и плясками, чтобы под вечер уже вернуться и уснуть в обнимку с березой. Потому что балаган везде. Потому что так здесь заведено. Что еще?..
A.
//
Я никогда не любил театр. Потому понятие "театр абсурда" для меня понятно лишь на уровне статьи в Википедии. Конечно, как и почти любой человек, я слышал фамилии Беккета и Ионеско, но никогда даже книги с их пьесами не открывал.
Но всё равно фраза "театр абсурда" вызывает в моей голове какие-то образы, некое субъективное представление того, что в этом театре должно происходить. Так вот эта картина в голове сейчас почти полностью реализуется в жизни. Непосредственно вокруг меня, в повседневной реальности. Непосредственно в России.
Что происходит сейчас в России? Каков смысл телеканала Россия с его патриотами, кричащими о подъёме страны с колен? Каков смысл происходящего в экономике, если курс рубля всё больше напоминает танец Иэна Кёртиса? Каков смысл этих людей, которые подходят к палатке сбора помощи ДНР и серьёзно жертвуют на это деньги, порой даже и немалые? Каков, в конце концов, смысл всего этого цирка в Донецкой и Луганской областях Украины?
Подобными вопросами можно задаваться долго, но, кажется, для себя я ответ нашёл.
В этом нет никакого смысла. Всё это - полнейший абсурд. Профанация.
Россия поднимается с колен, так говорят нам с экрана ТВ. В Самаре человека бросают под поезд за то, что он отказался выпить за ВДВ. В Челябинске больному переливают заражённую ВИЧ кровь. Наконец, в Саратовской области работницу хлебокомбината засыпало семечками. Насмерть. Это - квинтэссенция российской реальности.
Про рубль рассуждать не стоит, пусть этим займутся аналитики с их серьёзным подходом и заумными терминами. Но вот идея “православного банкинга” в контексте современной российской действительности смотрится на удивление уместно. Вписывается, так сказать.
Что же касается Украины… Здесь всё уже страшно. Страшно по-настоящему. Помнится, Бардамю, главный герой романа “Путешествие на край ночи” Луи Фердинанда Селина видел в Первой мировой войне полнейшую бессмыслицу и просто мечтал смыться с фронта как можно скорее. Что бы он почувствовал, попади он сейчас на Юго-Восток Украины? А что, главное, он подумал бы о тех людях, которые с горящими от энтузиазма глазами отстаивают независимость с оружием в руках? А о тех, кто так их массово поддерживает по ту сторону украинской границы?..
Всё же, видимо, если это и театр абсурда - то он постепенно превращается в постановку в жанре хоррор. Местами весьма и весьма трэшовый, похожий на фильмы категории Б. А местами...
Если смотреть на людей вокруг себя, которые с серьёзными минами говорят о возрождении великой Империи, то может возникнуть стойкое ощущение, что ты попал в произведение Говарда Лавкрафта. А те, кто окружают тебя - шогготы, созданные Старцами. И когда человек проходит мимо палатки сбора пожертвований, я советую человеку присмотреться - а вдруг в ней стоит вовсе не агрессивная бабка, а нечто длинное, блестящее, чёрный сгусток протоплазмы.
B.