Облигационный заем – это не долг, это инвестиционный инструмент, это привлечение инвестиций.
Если говорить о возможностях формирования бюджета, то надо указать на несколько возможностей. Это собственные бюджетные средства, поступающие от налогов, других обязательных платежей, это средства, поступающие из бюджетов других уровней, это инвестиции, это кредиты – государственные и коммерческие.
Самое дорогое заимствование средств это коммерческие банковские кредиты. Самые дешевые кредиты – государственные, это 1-2 процента годовых.
Достаточно привлекательны и облигационные займы. Что это такое? Это привлечение инвестиций под конкретный проект. Не размыто – «в бюджет», а под конкретную задачу. Это достаточно распространенный инструмент, особенно в развитых экономиках.
Современная экономика не позволяет развиваться без привлечения кредитов или занятых денег. Даже у профицитных, бездефицитных, как у Нижегородской области на 2019 год, бюджетов, есть один общий недостаток – их всегда не хватает. Даже бюджета США американскому правительству не хватает, и ему приходится брать кредиты, выпускать облигационные займы и т.д.
Государственный долг, точнее, необходимость его обслуживания, также неотъемлемая часть любого бюджета. И в современной мировой экономической ситуации считается, что если госдолг не превышает 70 процентов от общего бюджета, это вполне нормальное явление. Долг Нижегородской области на сегодняшний момент без учета внебюджетных привлечений средств составляет порядка 59 процентов от бюджета, то есть, это вполне разумная цифра.
Специфика нижегородского госдолга такова, что долги коммерческих банков в нем составляют меньшую часть. Дело в том, что не всегда есть возможность занять у государства, получив бюджетный кредит под низкий процент, к тому же он может быть получен только в случае, если бюджет не трещит по швам и есть уверенность, что область не «прогорит».
И бюджет Нижегородской области позволяет каждый год замещать определенную часть банковских кредитов на государственные, тем самым снижая долговую нагрузку на бюджет.
Инвестиционный заем, в отличие от кредитов, имеет целый ряд плюсов. Первый – вы не находитесь в зависимости от конкретного инвестора, потому что инвестиционный заем размещается для всех желающих. Облигации могут быть приобретены юридическими лицами, предприятиями, частными инвесторами, банками и т.д.
И если на данный заем есть спрос, это позволяет снизить кредитную ставку по нему и увеличить время его действия.
Недавно размещенный нижегородским минфином заем рассчитан на пять с половиной лет и восемь с небольшим процентов годовых, что ниже процента любого банковского кредита. Расходы на обслуживание облигационного займа минимальны.
В позапрошлом году Нижегородская область разместила заем на двенадцать миллиардов, в прошлом на десять. Но это не приводит к существенному увеличению государственного долга, и в то же время позволяет снижать кредитную нагрузку на бюджет.
Единственное, что смущает меня в последнем займе – в посвященных ему новостях и сообщении пресс-службы правительства не указано главное – цель этого займа. Говорится о снижении нагрузки, говорится о сроках выплат... Не прописано только одно – цель займа: под какой проект? Это вызывает некоторое недоумение.
Поэтому говорить о целесообразности этого займа пока сложно, тем более что на следующий год сформирован безубыточный бюджет. Когда правительство нам объяснит цель займа, можно будет говорить более предметно. Но сам по себе процесс выпуска облигационных бумаг вполне нормальное явление.
Александр Суханов