Найти тему
Наш край

Гомель в доисторический период и раннее средневековье

Оглавление

Гомель — один из древнейших городов Беларуси. В ходе архео­логических раскопок в черте города и в его окрестностях выявлено много археологических памятников: стоянки эпохи неолита и брон­зового века, два городища милоградской и зарубенецкой культур, селища железного века и эпохи раннего феодализма (средневековья).

Возник Гомель в кон. I тыс. н. э. на земле радимичей. Его дети­нец располагался на мысе, образованном правым берегом р. Сож и левым берегом впадающего в р. Сож ручья Гомеюк (сейчас это тер­ритория парка культуры и отдыха, русло Гомеюка предположительно располагалось в нынешнем лебяжьем озере).

С севера и запада к детинцу примыкал окольный город, вокруг которого формировались посады. Предположение о том, что Гомель существовал уже в Х-ХІ вв., высказал еще в 20-30-е годы XX в. один из крупнейших знатоков славянской древности академик Б.А. Рыбаков. Долгое время эти предположения оставались догад­кой. Но почти полвека спустя М. Ткачев, руководивший в 1975 г. раскопками Гомельского городища, получил материалы, подтвердившие факт существования города в XI в., т. е. примерно за 100 лет до первого летописного упоминания о нем.

Открытия, сделанные в ходе раскопок 1986-1988 гг., позволяют отодвинуть время его возникновения еще дальше в глубь столетий и искать его начало в легендарной эпохе восточнославянских «пле­мен» и «княжений».

Прогресс экономики древних племен, которые жили вокруг и на территории современного Гомеля в нач. I тыс. до н. э., связан с новой экономической эпохой — железным веком. Природа одарила Белорусское Поднепровье большими запасами сырья для производства железа. Пойма Сожа, его притоки и многочисленные болота были богаты болотной рудой.

«Эпоха железа» на Гомельщине началась около 2700-2600 лет назад, когда на её просторах селились племена милоградской ар­хеологической культуры, которая относится к VII-III вв. до н. э. Позднее их сменили племена зарубенецкой культуры, которые жили в Поднепровье до І-ІІ вв. н. э.

Чтобы не пропустить новые статьи и исследования, подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзене!

Основными типами поселений милоградской и зарубенецкой культур были городища — укрепленные родовые поселки. На Гомельщине городища начали появляться уже в конце позапрошлого тысячелетия. Первые исследования связаны с именем известного научного и общественного деятеля Е.Р. Романова, который родился в гомельском предместье — Новобелице. В своих публикациях Рома­нов сообщил об итогах исследования городищ в парке князя Паскевича (парк им. Луначарского в центре Гомеля), около бывшей дерев­ни Любны, вокруг Чёнок, на месте бывшей деревни Прудок (около ул. Кожара), на окраине деревни Покалюбичи.

Большинство гомельских городищ размещалось на мысах высо­ких береговых террас. Такая топография, а также земляные валы и рвы, которыми охраняли площадки, делали поселения настоящими крепостями.

В 20-е годы XX в. белорусский краевед И. Ющенко провел рас­копки на Любенским городище (место размещения современной ло­дочной станции). Он определил культурный пласт милоградского времени с остатками построек, нашел фрагменты глиняной посуды, насадки для веретен, орудия труда из железа и украшения из брон­зы. В 1936 г. белорусские археологи М. Лявданский и А. Каваленя обследовали другие гомельские городища, составили их топографи­ческие планы, определили принадлежность этих памятников к эпохе железа. В 1970 — нач. 1980-х годов их повторно обследовали С. Расса­дин, А. Дробушевский, О. Макушников. На Любенском городище в 1976-1978 гг. значительные раскопки провела экспедиция Гомель­ского государственного университета им. Ф. Скорины под руково­дством В. Сычева.

Многочисленные труды ученых позволяют восстановить некото­рые аспекты истории материальной культуры поселений железного века Гомеля и его окрестностей. Основным занятием местных пле­мен было подсечное земледелие. Значительную роль в хозяйствен­ной деятельности племен, которые проживали на территории Гоме­ля, играли также охота и животноводство. В лесах водилось много зверей, а в реках и озерах было много рыбы.

На городищах встречаются следы металлургии — изделия из же­леза, бронзовые украшения. Из черного металла наши предки дела­ли ножи, топоры, наконечники стрел, из цветного — подвески, брас­леты, фибулы (для застегивания одежды). Они также занимались обработкой кости, рогов, дерева, прядением и ткачеством.

На краю площадки Любенского городища археолог И. Ющенко выявил остатки бескурганного могильника милоградской эпохи. По­гребальные обряды того времени требовали сожжения труппа на специальном костре. Согласно поверью, душа покойника попадала на небо вместе с дымом. А остатки сожженного трупа хоронили в небольшой яме рядом с костром.

Древние жители местности, которое в средневековье стало из­вестно под названием Гомий, поддерживали экономические и куль­турные связи с народами и цивилизациями Европы, имели опреде­ленные контакты с кельтами (в I тысячелетии до н. э. они проживали на большей части Центральной и Западной Европы), скифами и сарматами (жителями северного Причерноморья), городами-государствами греко-римской цивилизации.

Остатки одного из милоградско-зарубенецких городищ сохрани­лись в историческом центре Гомеля, на склоне береговой террасы Сожа (около здания областного краеведческого музея в парке им. Луначарского). Во время раскопок, которые проводил в 1975 г. из­вестный белорусский историк и археолог М. Ткачев, выявлен куль­турный пласт с предметами VII в. до н. э. — I в. н. э. Исследование этого памятника продолжил в 1988 г. отряд Гомельского обласного краеведческого музея под руководством О. Макушникова [7, с. 12- 17]. Установлено, что древнее поселение занимало площадь около 0,7 га и было хорошо укреплено как самой природой, так и его строителями. С двух сторон городище обступали крутые обрывы Сожа и ручейка Гомеюк, с третьей был возведен оборонительный ров с земляным валом. В городище проживал небольшой родовой коллектив (30-50 человек), который занимался земледелием, жи­вотноводством и промыслами. О связях жителей гомельского посе­ления с представителями отдаленных цивилизаций свидетельству­ют находки, например, фрагменты глиняной посуды кельтского про­исхождения.

Ученые неоднократно пытались также установить, какие извест­ные истории народы и племена оставили на территории Гомельщины памятники милоградской и зарубенецкой культур, однако к обще­му мнению так и не пришли.

Носители зарубенецкой культуры (а в их состав входили и жите­ли территории Гомельщины) составляли, скорее всего, одно из крупнейших венедских объединений. Существуют мнения, что вене­ды, о которых упоминал Тацит, — предки славянских народов, кото­рые стали широко известны истории в VI-VII вв. н. э.

Потомками зарубенецкой культурной общности в регионе Верх­него Поднепровья были носители киевской культуры III-V вв. н. э., которую называют также позднезарубенецкой. Для них характерны небольшие неукрепленные поселения, которые относятся к 1-й пол. — сер. 1-го тысячелетия н. э. Основные направления их хозяйственной деятельности — земледелие и животноводство. В границах современ­ного Гомеля и его окрестностях обнаружено несколько таких поселе­ний, но ни одно из них еще не раскапывалось. Остатки такого посе­ления открыты и на окраине поселка Ильич в зоне отдыха Клёнки (левый берег р. Сож). В его культурном слое находятся многочис­ленные остатки лепной посуды, часть которых имеет «подштрихованую» поверхность. Другое поселение, которое существовало около сер. 1-го тысячелетия н. э., размещается возле шоссе Гомель — Ро­мановичи и поселка Красный Маяк. В его культурном слое археологи нашли остатки построек, углубленных в материковый грунт, а также фрагменты глиняной посуды.

Носители киевской культуры поддерживали активный торговый обмен с южными соседями, которые принадлежали к провинциально-­римской черняховской культуре. С юга шли стеклянные украшения, виноградное вино, разноцветные металлы, а обратно — продукты лесных промыслов.

В кон. I пол. первого тысячелетия н. э. в Европе начинают происходить бурные изменения в жизни племен, народов, смешения обычаев и языков. Римскую империю пересекают маршруты походов воинственных германцев. С востока двигаются азиатские кочевники. В итоге походы германцев и других варварских племен привели к распаду Рима и возвышению Византии. И именно в этот период на­чинают выходить на историческую сцену до этого малоизвестные северные племена, а среди них и славяне.

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.