Гомель — один из древнейших городов Беларуси. В ходе археологических раскопок в черте города и в его окрестностях выявлено много археологических памятников: стоянки эпохи неолита и бронзового века, два городища милоградской и зарубенецкой культур, селища железного века и эпохи раннего феодализма (средневековья).
Возник Гомель в кон. I тыс. н. э. на земле радимичей. Его детинец располагался на мысе, образованном правым берегом р. Сож и левым берегом впадающего в р. Сож ручья Гомеюк (сейчас это территория парка культуры и отдыха, русло Гомеюка предположительно располагалось в нынешнем лебяжьем озере).
С севера и запада к детинцу примыкал окольный город, вокруг которого формировались посады. Предположение о том, что Гомель существовал уже в Х-ХІ вв., высказал еще в 20-30-е годы XX в. один из крупнейших знатоков славянской древности академик Б.А. Рыбаков. Долгое время эти предположения оставались догадкой. Но почти полвека спустя М. Ткачев, руководивший в 1975 г. раскопками Гомельского городища, получил материалы, подтвердившие факт существования города в XI в., т. е. примерно за 100 лет до первого летописного упоминания о нем.
Открытия, сделанные в ходе раскопок 1986-1988 гг., позволяют отодвинуть время его возникновения еще дальше в глубь столетий и искать его начало в легендарной эпохе восточнославянских «племен» и «княжений».
Прогресс экономики древних племен, которые жили вокруг и на территории современного Гомеля в нач. I тыс. до н. э., связан с новой экономической эпохой — железным веком. Природа одарила Белорусское Поднепровье большими запасами сырья для производства железа. Пойма Сожа, его притоки и многочисленные болота были богаты болотной рудой.
«Эпоха железа» на Гомельщине началась около 2700-2600 лет назад, когда на её просторах селились племена милоградской археологической культуры, которая относится к VII-III вв. до н. э. Позднее их сменили племена зарубенецкой культуры, которые жили в Поднепровье до І-ІІ вв. н. э.
Чтобы не пропустить новые статьи и исследования, подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзене!
Основными типами поселений милоградской и зарубенецкой культур были городища — укрепленные родовые поселки. На Гомельщине городища начали появляться уже в конце позапрошлого тысячелетия. Первые исследования связаны с именем известного научного и общественного деятеля Е.Р. Романова, который родился в гомельском предместье — Новобелице. В своих публикациях Романов сообщил об итогах исследования городищ в парке князя Паскевича (парк им. Луначарского в центре Гомеля), около бывшей деревни Любны, вокруг Чёнок, на месте бывшей деревни Прудок (около ул. Кожара), на окраине деревни Покалюбичи.
Большинство гомельских городищ размещалось на мысах высоких береговых террас. Такая топография, а также земляные валы и рвы, которыми охраняли площадки, делали поселения настоящими крепостями.
В 20-е годы XX в. белорусский краевед И. Ющенко провел раскопки на Любенским городище (место размещения современной лодочной станции). Он определил культурный пласт милоградского времени с остатками построек, нашел фрагменты глиняной посуды, насадки для веретен, орудия труда из железа и украшения из бронзы. В 1936 г. белорусские археологи М. Лявданский и А. Каваленя обследовали другие гомельские городища, составили их топографические планы, определили принадлежность этих памятников к эпохе железа. В 1970 — нач. 1980-х годов их повторно обследовали С. Рассадин, А. Дробушевский, О. Макушников. На Любенском городище в 1976-1978 гг. значительные раскопки провела экспедиция Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины под руководством В. Сычева.
Многочисленные труды ученых позволяют восстановить некоторые аспекты истории материальной культуры поселений железного века Гомеля и его окрестностей. Основным занятием местных племен было подсечное земледелие. Значительную роль в хозяйственной деятельности племен, которые проживали на территории Гомеля, играли также охота и животноводство. В лесах водилось много зверей, а в реках и озерах было много рыбы.
На городищах встречаются следы металлургии — изделия из железа, бронзовые украшения. Из черного металла наши предки делали ножи, топоры, наконечники стрел, из цветного — подвески, браслеты, фибулы (для застегивания одежды). Они также занимались обработкой кости, рогов, дерева, прядением и ткачеством.
На краю площадки Любенского городища археолог И. Ющенко выявил остатки бескурганного могильника милоградской эпохи. Погребальные обряды того времени требовали сожжения труппа на специальном костре. Согласно поверью, душа покойника попадала на небо вместе с дымом. А остатки сожженного трупа хоронили в небольшой яме рядом с костром.
Древние жители местности, которое в средневековье стало известно под названием Гомий, поддерживали экономические и культурные связи с народами и цивилизациями Европы, имели определенные контакты с кельтами (в I тысячелетии до н. э. они проживали на большей части Центральной и Западной Европы), скифами и сарматами (жителями северного Причерноморья), городами-государствами греко-римской цивилизации.
Остатки одного из милоградско-зарубенецких городищ сохранились в историческом центре Гомеля, на склоне береговой террасы Сожа (около здания областного краеведческого музея в парке им. Луначарского). Во время раскопок, которые проводил в 1975 г. известный белорусский историк и археолог М. Ткачев, выявлен культурный пласт с предметами VII в. до н. э. — I в. н. э. Исследование этого памятника продолжил в 1988 г. отряд Гомельского обласного краеведческого музея под руководством О. Макушникова [7, с. 12- 17]. Установлено, что древнее поселение занимало площадь около 0,7 га и было хорошо укреплено как самой природой, так и его строителями. С двух сторон городище обступали крутые обрывы Сожа и ручейка Гомеюк, с третьей был возведен оборонительный ров с земляным валом. В городище проживал небольшой родовой коллектив (30-50 человек), который занимался земледелием, животноводством и промыслами. О связях жителей гомельского поселения с представителями отдаленных цивилизаций свидетельствуют находки, например, фрагменты глиняной посуды кельтского происхождения.
Ученые неоднократно пытались также установить, какие известные истории народы и племена оставили на территории Гомельщины памятники милоградской и зарубенецкой культур, однако к общему мнению так и не пришли.
Носители зарубенецкой культуры (а в их состав входили и жители территории Гомельщины) составляли, скорее всего, одно из крупнейших венедских объединений. Существуют мнения, что венеды, о которых упоминал Тацит, — предки славянских народов, которые стали широко известны истории в VI-VII вв. н. э.
Потомками зарубенецкой культурной общности в регионе Верхнего Поднепровья были носители киевской культуры III-V вв. н. э., которую называют также позднезарубенецкой. Для них характерны небольшие неукрепленные поселения, которые относятся к 1-й пол. — сер. 1-го тысячелетия н. э. Основные направления их хозяйственной деятельности — земледелие и животноводство. В границах современного Гомеля и его окрестностях обнаружено несколько таких поселений, но ни одно из них еще не раскапывалось. Остатки такого поселения открыты и на окраине поселка Ильич в зоне отдыха Клёнки (левый берег р. Сож). В его культурном слое находятся многочисленные остатки лепной посуды, часть которых имеет «подштрихованую» поверхность. Другое поселение, которое существовало около сер. 1-го тысячелетия н. э., размещается возле шоссе Гомель — Романовичи и поселка Красный Маяк. В его культурном слое археологи нашли остатки построек, углубленных в материковый грунт, а также фрагменты глиняной посуды.
Носители киевской культуры поддерживали активный торговый обмен с южными соседями, которые принадлежали к провинциально-римской черняховской культуре. С юга шли стеклянные украшения, виноградное вино, разноцветные металлы, а обратно — продукты лесных промыслов.
В кон. I пол. первого тысячелетия н. э. в Европе начинают происходить бурные изменения в жизни племен, народов, смешения обычаев и языков. Римскую империю пересекают маршруты походов воинственных германцев. С востока двигаются азиатские кочевники. В итоге походы германцев и других варварских племен привели к распаду Рима и возвышению Византии. И именно в этот период начинают выходить на историческую сцену до этого малоизвестные северные племена, а среди них и славяне.