Любой владелец бизнеса наверняка сталкивался с проблемным заказчиком, а кто-то и финансово страдал из-за него.
Сегодня мы поговорим о том, как не разориться на проблемных заказчиках или о так называемом «клиентском экстримизме».
К сожалению, сейчас всё больше ощущается приближающийся кризис: заказчики становятся всё более прижимистые, а иногда попадаются и вовсе настоящие пройдохи, готовые любыми правдами и неправдами получить сайт или продвижение бесплатно или около того.
Такие заказчики могут не только потрепать вам нервы, но и разорить вашу студию.
Представьте себе ситуацию, когда вы получаете проект на 6 месяцев и, скажем, 5 млн. рублей. Получаете предоплату в 2.5 млн. и приступаете к работе. Через 5.5 месяцев ваша работа близится к завершению и вы уже готовите акт выполненных работ, как вдруг получаете претензию от заказчика, что финальный продукт он видел совершенно по-другому. Он его полностью не устраивает, и заказчик через своих юристов требует вернуть ему деньги. Согласитесь, ситуация не самая приятная. Весь аванс ушел на зарплаты команде и аренду офиса. Деньги клиенту вернуть возможности нет, а впереди вместо приятного бонуса в виде закрывающего платежа вас ждёт серьезный кассовый разрыв и судебная тяжба с заказчиком со всеми вытекающими последствиями.
Так вот, чтобы не оказаться в такой ситуации, мы вам расскажем несколько простых правил, следуя которым, вы минимизируете свои риски.
1. Не работайте без предоплаты.
Заведите себе золотое правило не работать без предоплаты, т.к. многие проблемные клиенты располагают к себе фразами типа "деньги не проблема" и "всё будет в лучшем виде", прося сделать демо-версию сайта или приложения.
На такого клиента вы смотрите как на уже ушедшего в ваш портфель, но на деле это совсем не так. По нашему опыту можем сказать, что клиент без предоплаты скорее всего уйдет от вас.
Получив свою заветную демо-версию, клиент отправит её в 3-5 агенств и кто-то наверняка предложит ему более низкую цену.
Никто не оплатит вам как время, потраченное на встречи и переписку с клиентом, так и время и силы, потраченные на создание концепта и заветной демо-версии.
Поэтому запомните раз и навсегда – никакой работы без предоплаты.
2. Разбивайте заказ на этапы.
Не всегда заказчик готов выложить половину от кругленькой суммы за разработку большого сайта, а потом ждать несколько месяцев результата. Войдите в положение клиента и разбейте работу на несколько этапов.
Получили предоплату за первый этап, презентовали его заказчику, закрыли актом, получили закрывающий платеж и переходите к следующему этапу.
И заказчику так будет психологически проще работать, и вы скорее всего не потеряете клиента, если будете качественно и в срок выполнять свою работу.
3. Вырабатывайте чуйку.
Как бы это странно не звучало, но именно чуйка помогает нам сейчас сразу откзазываться от на первый взгляд перспективных и высокобюджетных заказов. Естественно, появилась эта чуйка не с первого месяца и даже года после того, как мы открыли студию и начали работать.
Рано или поздно вы сформируете портрет персоны нон-грата в своём офисе и будете вычислять его, задав всего несколько вопросов.
Сейчас, по истечении нескольких лет работы в отрасли, мы это делаем очень легко и быстро. И никогда не ошибаемся.
4. Проверьте вашего клиента.
Сегодня доступ к интернету есть у всех. И в нем можно найти много информации по вашему потенциальному заказчику. Иногда достаточно просто вбить в поисковик его ФИО или ИНН его юрлица.
Если вы найдёте негативные отзывы от его бывшего подрядчика или информацию о судебных тяжбах – трижды подумайте, стоит ли начинать работу с таким клиентом. (Точно не стоит)
Если заказчик уже проявил свою алчность или необязательность с кем-то до вас, будьте уверены, с вероятностью в 90% это же коснется и вас.
5. Не работайте без договора.
Это золотое правило, которое поможет вам избежать целого ряда проблем. Как только вы подписали договор, вы защищены юридически.
Даже если к вам пришел ваш друг, брат или сват – не поленитесь составить договор и подписать его, сославшись например на требование бухгалтерии или любую другую формальность.
Без договора вы рискуете испортить отношения с заказчиком, когда его видение конечного продукта не сойдется с вашим или изначально обговоренным.
6. Работайте по ТЗ.
Перед началом работ обязательно составьте максимально точное ТЗ, где будут расписаны все этапы и объемы работ, задействуемые инструменты и прикрепите его к договору. В этом случае, заказчик не сможет сказать на финальной стадии работ, что его что-то не устаивает в вашем проекте.
Соблюдайте эти простые правила, и вы никогда не окажетесь в неприятной ситуации с недобросовестным заказчиком и не станете жертвой потребительского экстримизма.