Найти тему
БЛОГ ВЕБМАСТЕРА

Заказчик, который вас разорит.

Оглавление

Любой владелец бизнеса наверняка сталкивался с проблемным заказчиком, а кто-то и финансово страдал из-за него.

Сегодня мы поговорим о том, как не разориться на проблемных заказчиках или о так называемом «клиентском экстримизме».

К сожалению, сейчас всё больше ощущается приближающийся кризис: заказчики становятся всё более прижимистые, а иногда попадаются и вовсе настоящие пройдохи, готовые любыми правдами и неправдами получить сайт или продвижение бесплатно или около того.

Такие заказчики могут не только потрепать вам нервы, но и разорить вашу студию.

Представьте себе ситуацию, когда вы получаете проект на 6 месяцев и, скажем, 5 млн. рублей. Получаете предоплату в 2.5 млн. и приступаете к работе. Через 5.5 месяцев ваша работа близится к завершению и вы уже готовите акт выполненных работ, как вдруг получаете претензию от заказчика, что финальный продукт он видел совершенно по-другому. Он его полностью не устраивает, и заказчик через своих юристов требует вернуть ему деньги. Согласитесь, ситуация не самая приятная. Весь аванс ушел на зарплаты команде и аренду офиса. Деньги клиенту вернуть возможности нет, а впереди вместо приятного бонуса в виде закрывающего платежа вас ждёт серьезный кассовый разрыв и судебная тяжба с заказчиком со всеми вытекающими последствиями.

Так вот, чтобы не оказаться в такой ситуации, мы вам расскажем несколько простых правил, следуя которым, вы минимизируете свои риски.

1. Не работайте без предоплаты.

-2

Заведите себе золотое правило не работать без предоплаты, т.к. многие проблемные клиенты располагают к себе фразами типа "деньги не проблема" и "всё будет в лучшем виде", прося сделать демо-версию сайта или приложения.

На такого клиента вы смотрите как на уже ушедшего в ваш портфель, но на деле это совсем не так. По нашему опыту можем сказать, что клиент без предоплаты скорее всего уйдет от вас.

Получив свою заветную демо-версию, клиент отправит её в 3-5 агенств и кто-то наверняка предложит ему более низкую цену.

Никто не оплатит вам как время, потраченное на встречи и переписку с клиентом, так и время и силы, потраченные на создание концепта и заветной демо-версии.

Поэтому запомните раз и навсегда – никакой работы без предоплаты.

2. Разбивайте заказ на этапы.

-3

Не всегда заказчик готов выложить половину от кругленькой суммы за разработку большого сайта, а потом ждать несколько месяцев результата. Войдите в положение клиента и разбейте работу на несколько этапов.

Получили предоплату за первый этап, презентовали его заказчику, закрыли актом, получили закрывающий платеж и переходите к следующему этапу.

И заказчику так будет психологически проще работать, и вы скорее всего не потеряете клиента, если будете качественно и в срок выполнять свою работу.

3. Вырабатывайте чуйку.

-4

Как бы это странно не звучало, но именно чуйка помогает нам сейчас сразу откзазываться от на первый взгляд перспективных и высокобюджетных заказов. Естественно, появилась эта чуйка не с первого месяца и даже года после того, как мы открыли студию и начали работать.

Рано или поздно вы сформируете портрет персоны нон-грата в своём офисе и будете вычислять его, задав всего несколько вопросов.

Сейчас, по истечении нескольких лет работы в отрасли, мы это делаем очень легко и быстро. И никогда не ошибаемся.

4. Проверьте вашего клиента.

-5

Сегодня доступ к интернету есть у всех. И в нем можно найти много информации по вашему потенциальному заказчику. Иногда достаточно просто вбить в поисковик его ФИО или ИНН его юрлица.

Если вы найдёте негативные отзывы от его бывшего подрядчика или информацию о судебных тяжбах – трижды подумайте, стоит ли начинать работу с таким клиентом. (Точно не стоит)

Если заказчик уже проявил свою алчность или необязательность с кем-то до вас, будьте уверены, с вероятностью в 90% это же коснется и вас.

5. Не работайте без договора.

-6

Это золотое правило, которое поможет вам избежать целого ряда проблем. Как только вы подписали договор, вы защищены юридически.

Даже если к вам пришел ваш друг, брат или сват – не поленитесь составить договор и подписать его, сославшись например на требование бухгалтерии или любую другую формальность.

Без договора вы рискуете испортить отношения с заказчиком, когда его видение конечного продукта не сойдется с вашим или изначально обговоренным.

6. Работайте по ТЗ.

-7

Перед началом работ обязательно составьте максимально точное ТЗ, где будут расписаны все этапы и объемы работ, задействуемые инструменты и прикрепите его к договору. В этом случае, заказчик не сможет сказать на финальной стадии работ, что его что-то не устаивает в вашем проекте.

Соблюдайте эти простые правила, и вы никогда не окажетесь в неприятной ситуации с недобросовестным заказчиком и не станете жертвой потребительского экстримизма.