Что может быть проще, чем сходить в музей? Покупаешь билет – и двери в искусство, историю и науку открыты. Но для людей с ограниченными возможностями здоровья посещение музея – особенное событие. Отсутствие пандуса для коляски, неработающий аудиогид и запрет прикасаться к экспонатам делают культурный выход в свет невозможным. К Международному дню инвалидов, который отмечался 3 декабря, корреспондент МОСГОРТУРа Наталья Катерова изучила опыт мировых и отечественных музеев по созданию доступной среды и посмотрела, у кого и как «работают» музейные инклюзивный программы.
«Трогательные» экспонаты
Многие мировые музеи для незрячих и слабовидящих посетителей открывают специальные тактильные галереи — помещения, где экспонаты можно трогать руками. Одной из самых известных считается Тактильная галерея Лувра в Париже. Созданная еще в 1995 году, она сразу стала площадкой с постоянной экспозицией, где представлены копии скульптур из основного собрания музея. Посетители галереи могут ощупать выставленные экспонаты с головы до ног, постучать по ним и даже попытаться вручную выяснить, из какого материала изготовлена та или иная скульптура.
Специальные музеи для незрячих людей есть в Италии и Греции, однако первенство принадлежит все же жителям Эллады. Музей осязания в Афинах был открыт более 30 лет назад. Коллекции с точными копиями античных скульптур изначально создавались для слабовидящих и незрячих людей, но вскоре «музей для слепых» превратился из специализированного учреждения в местную достопримечательность. Посетители знакомятся здесь с произведениями искусства по слепкам — их можно трогать и крутить в руках, не боясь окрика грозного смотрителя. Общее число экспонатов афинского музея — чуть больше 300 копий объектов искусства.
В 2015 году в национальном музее Прадо в Мадриде — одном из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства — открылась выставка для слепых из шести репродукций самых известных работ в живописи. Специальные рельефные картины представляли собой 3D-копии оригиналов. Музей не стал скрывать технологию создания репродукций: сначала была создана фотография и выбран материал и текстура для будущей картины, потом изображение напечатали с использованием специальных чернил, при дальнейшей обработке которых картина приобрела нужный объем.
Английское разнообразие
В лондонском Музее Виктории и Альберта инвалиды по зрению могут трогать не только копии, но и оригиналы экспонатов. Образцы материалов, из которых они сделаны, для большего понимания сути предметов сотрудники помещают рядом. Интересен подход Музея и в работе с таблицами Брайля — они располагаются около экспоната, параллельно земле, и выдвигаются из-под предмета на высоте не менее 76 сантиметров от пола. Так у посетителей в инвалидных колясках не возникает трудностей с использованием табличек.
Британский Музей науки шагнул еще дальше — он дал посетителям возможность почувствовать экспонат с помощью запахов, не ограничиваясь прикосновениями и звуками. А галерея современного искусства Tate Modern разработала особый тактильный тур. Он должен объяснить идею художника, а также дать представление о материале, из которого выполнен экспонат, и использованной технике. В таких турах посетители в специальных перчатках могут потрогать скульптуру и вспомогательные предметы, находящиеся рядом. Тактильные экспозиции постоянно меняются — у незрячих и слабовидящих посетителей есть повод прийти в галерею еще раз.
Немецкие разработки
Крупные музеи Германии, заинтересованные в адаптации своих выставок для людей с ограниченными возможностями здоровья, создают специальные отделы. Некоторые из них, например, разрабатывают витрины, которые посетитель в инвалидной коляске сможет наклонить или опустить. Уделяют внимание немецкие музеи и людям со слуховыми имплантами – посетителям выдают специальные передатчики, звуковой сигнал в которые поступает без использования экскурсоводом микрофона.
Немецкий исторический музей часто реализует инклюзивные проекты. Например, в июне этого года открылась безбарьерная выставка «Европа и море». Около экспонатов разместили специальные инклюзивные станции связи, которые содержат информацию об экспонатах в шрифте Брайля и на языке жестов. Содержание экскурсии становится доступным и с помощью звуковых описаний основных экспонатов и мини-сюжетов на жестовом языке. Инклюзивные станции связи обычно подключены к тактильной системе наведения пола — начиная от входа в выставочный зал, она ведет посетителей к кассовому аппарату, к стойке с аудиооборудованием, а затем уже и к самой выставке. На входе в музей — тактильный план этажа на разных языках, который помогает не потеряться.
Доступность по-русски
Российские музеи тоже совершенствуются в рамках инклюзивной программы — при помощи различных технологий они проводят выставки для людей с ограниченными возможностями и реализуют специальные проекты. Видеогиды на жестовом языке для глухих и слабослышащих, тактильные макеты для незрячих, ольфакторное (ароматическое) сопровождение экспонатов, мобильные аудиогиды, записанные с использованием тифлокомментариев – это неполный перечень «инструментов» для коммуникации музеев с особенными посетителями. Сегодня инклюзивные программы есть во многих музеях, среди которых Музей русского импрессионизма, Дарвиновский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея и «Гараж».
Государственный Дарвиновский музей был одним из первых, кто стал активно внедрять инклюзивные методики в свою деятельность. «Доступный музей» разработан для посетителей с разными группами инвалидности. Например, программа «Мир в руках», созданная для слепоглухих, предполагает создание натуральных образцов и реалистичных макетов для тактильного восприятия. Это могут быть скелеты и чучела животных, кусочки их шкур, растения и грибы, отпечатки чьих-то следов.
Подписи к экспонатам продублированы шрифтом Брайля. Действуют в Дарвиновском музее и интерактивнная экспозиция «Пройди путем эволюции», и образовательный центр «Познай себя — познай мир». Все это — способы открыть музей для посетителей с разными физическими возможностями.
Маленькие тактильные 3D-копии Царь-пушки и соборов с информацией на азбуке слепых недавно появились рядом со своими большими оригиналами на территории Московского Кремля. На кассах музеев Кремля работает сенсорный терминал для незрячих и глухонемых, оснащенный кнопками со шрифтом Брайля. Музей также создал специальную аудиорельефную книгу — описание всех объектов, расположенных на территории Кремля, и их рельефное изображение можно «увидеть» руками.
Государственный исторический музей разработал программу для незрячих детей «Прочти историю своими руками». Маленькие посетители ощупывают копии экспонатов и ходят по залам, где им рассказывают об этапах развития русской цивилизации. Дети могут изобразить экспонаты по специально сделанным раскраскам, слепить копии орудий и посуды и даже провести раскопки в археологической песочнице.
Новые проекты – новые профессии
Разработка и проведение музеями различных инклюзивных программ повлекли появление новых профессий. Одним из самых необходимых специалистов стал тифлокомментатор – человек, создающий звуковое описание экспоната. Лаконичный, но подробный рассказ обо всех деталях произведения искусства, о предметах, явлениях и действиях, изображенных на картинах, помогает незрячим и слабовидящим посетителям представить не только внешний облик экспоната, но и понять настроение и идею, которые вложил автор в произведение.
Подобное направление еще не сильно развито, например, тифлокомментаторов для живописи очень мало – кино и театр остаются основными областями работы специалистов данного профиля. Но многие площадки нашли выход из положения: изначально комментарии пишут искусствоведы, а затем их дорабатывает и озвучивает тифлокомментатор.
Потребность в осязаемых музейных экспонатах сделала востребованной профессию скульптора тактильных макетов. Создание копии, которую посетители смогут потрогать – процесс трудоемкий и ответственный. Скульптор должен точно воспроизвести оригинал, сделать так, чтобы отсутствие возможности увидеть, никак не повлияло на восприятие.
Тифлокомментаторы и скульпторы, создающие тактильные макеты, а также экскурсоводы на жестовом языке – специалисты, которых сложно найти в штате музея. «Новых мастеров» привлекают для работы лишь над конкретными проектами, однако некоторые учреждения становятся площадкой для подготовки собственных специалистов – музей «Гараж» уже несколько лет обучает экскурсоводов на жестовом языке.
Для поиска новых способов взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями музеи проводят различные конференции и круглые столы, где обсуждают движение в сторону инклюзии.
Сотрудники музеев осваивают новые профессии, внедряют в свою деятельность технические разработки и активно взаимодействуют с экспертами по инклюзии. Доступная среда постепенно «захватывает» и эти культурные учреждения, открывая их двери для особенных посетителей.
Еще больше новостей о московских музеях в наших группах в Facebook и ВКонтакте!