Настает момент, когда копирайтер не берет все заказы. И не работает 24/7/365. Он перестает отвечать на ваши сообщения, отправленные в пятницу в 23:08. У него появляются выходные. И по каждому заказу все больше и больше вопросов.
Почему мы такие вредные? На своем примере попробую объяснить. Именно попробую, потому что я на этой стороне уже почти 8 лет, и кажется, будто тебя все должны без проблем понимать :)
В этой заметке я никогда не осуждаю, не укоряю и, тем более, не оскорбляю. Копирайтинг до сих пор остается чем-то туманным и непонятным для большинства людей. Особенно в России и странах СНГ. Моя цель — внести ясность и понимание, которые важны в деловых отношениях.
1) Я физически и морально не могу взять каждый заказ в работу
Потому что есть ниши, с которыми не работаю. По моральным принципам. И внутренним ощущениям. Иногда только потому, что она, эта ниша, вызывает у меня приступы скуки. Это нюанс моего характера и мировоззрения, так что ничего личного. Но про это поговорим отдельно.
А еще некоторые задачи портят стиль. Если в начале своего пути берешь все заказы подряд, потому что нужно на чем-то зарабатывать, чтобы на что-то жить, потом это работает против тебя. Когда клиент заставляет "лить воду", писать что-то неконкретное, непонятное, неопределенное, ты так пишешь и продающие тексты. А там такое не прощают. Потому что от них действительно зависит эффективность площадки, на которой размещается материал.
Когда копирайтер отказывается от вашего заказа, это не значит, что он почувствовал себя таким опупительным и изображает из себя очень занятого. Нет. Просто вы не подходите друг другу. Это нормально. Это бизнес-реальность. Просто найдите своего специалиста и работайте.
2) Процесс написания хорошего текста кое в чем похож на хороший секс. Задача должна возбуждать желание действовать.
Я ушла из классических SEO-текстов только потому, что креативность моего мозга блокируется требования. Минимум 8 баллов по Главреду, но информацию я тебе не дам, мне лень, пиши с потолка - это не реально. Чтобы добиться этих баллов, нужна конкретика, которую может дать ТОЛЬКО клиент. Минимум воды, максимум уникальности... Я давно пишу тексты на основании той информации, которую дает клиент. Как таком материале может быть вода и не может быть уникальности?
В общем, когда я вижу список требований к SEO-текстам, либидо моей креативности стремится к нулю. А когда я пишу без вдохновения, получается ерунда. Денег мне за такое не платят. Репутация портится.
Поэтому я беру только те заказы, после знакомства с которыми в голове в считанные секунды появляется черновик текста. Тогда все счастливы и довольны, а я еще получаю за это деньги. Идеальный вариант взаимодействия.
3) Копирайтер устает и хочет отдыхать.
Да, да, добро пожаловать в реальность. Руки устают печатать. Мозг устает думать и подбирать корректные формулировки. Чтобы не было "услуги красоты косметолога в вашем распоряжении": и человек думает, зачем ему красота косметолога, если он хочет попасть на процедуру? А еще глаза устают. А если еще клиент вдруг присылает очередной пакет из 10500+ правок, о которых не было договоренности, устает душа.
Поэтому у копирайтера ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть выходные. Суббота и воскресенье или вторник и среда - вообще не важно, как эти дни называются. Но минимум 2 дня в неделю - обязательно отдыхать. Иначе выгоришь. Иначе возненавидишь то, что больше всего любил. Я это проходила, знаю, не рекомендую наступать на мои грабли.
4) Копирайтинг - это дело «по любви», а не моральное БДСМ-рабство.
Во фриланс уходят не просто так. И копирайтинг изучают не от скуки. По крайней мере, в большинстве случаев. Работает тот самый банальный принцип: не хочется работать на условного дядю - хочется в свое дело.
Тогда вопрос: чем отличается копирайтер от простого сотрудника, если он не может ответить «нет»? Нет, я не возьму ваш заказ, потому что вы не готовы предоставить информацию. Нет, я не буду писать этот текст, потому что ваши требования не соответствуют заявленному бюджету. Нет, я не могу взять в работу вашу задачу, потому что вам надо срочно, а сейчас вечер пятницы, и я смогу качественно все сделать только на утро вторника.
Все эти и подобные «нет» — нормальное явление. Не хамство. Не чванство. И тем более не дешевые понты. Вы, как клиент, приходите к такому же свободному человеку. Копирайтер — ваш партнер, а не раб, над которым можно издеваться и делать с его психикой, что вам захочется. Взаимодействие по взаимопониманию и по взаимокомфортным условиям дает шикарный результат — тот самый текст, который хочется дочитать до конца и согласиться на озвученное предложение.
Вместо подведения итогов
Копирайтеры не вредные. У нас специфическая работа. И чтобы ее делать хорошо, нужны определенные условия. Женщина не может родить ребенка за 2 недели только потому, что «надо». Вам не продадут хлеб за 5 рублей только потому, что «у меня больше нет». И в компании «Мерседес» под вас не будут менять принципы работы двигателя только потому, что «ну я так вижу».
Копирайтеры не вредные. Мы просто хотим делать свою работу хорошо, чтобы в вашем бизнесе были клиенты. И деньги.