Найти тему
Alexey Lebedev

Методология и принципы мониторинга здоровья учащихся и студентов

Сложнейшие социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, как в фокусе, выявили ряд негативных явлений, влияющих на состояние здоровья и качество жизни населения России. По демографической оценке численность населения, особенно в Сибири, несмотря на приток беженцев из ближнего зарубежья, уменьшается, коэффициент рождаемости (10,7%о) самый низкий, а коэффициент смертности (12,2%о) - самый высокий со времен Великой Отечественной войны. В России наблюдается превышение смертности над рождаемостью, происходит старение населения вследствие уменьшения количества детского населения. Всего лишь около 15 процентов детей рождаются здоровыми. Доля здоровых детей в школах составляет менее 20 процентов. За годы обучения в школе в 10 раз увеличивается число детей с нарушениями зрения, до 70 процентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в 4 раза возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями органов пищеварения и т.д. За последние 5 лет число детей-инвалидов увеличилось в 2,4 раза. Более 60 процентам девочек-подростков необходимо внимание гинекологов. Более половины юношей призывного возраста нуждаются в отсрочке от призыва в армию по состоянию здоровья.

Среди старших школьников число курящих достигает 70 процентов, часто употребляющих алкоголь - 30 процентов, прогрессивно растет количество наркоманов и токсикоманов: по материалам общественных орга-низаций эта цифра приближается к 2 млн. Растет детская и подростковая преступность, проституция.

Более 60 процентов студентов средних и высших учебных заведений страдают хроническими заболеваниями разной нозологии; 80-85 процентов преподавателей школ и вузов нуждаются в коррекции здоровья [4]. Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация со здоровьем населения, особенно детей и подростков, требует коренного перелома, поскольку именно подрастающее поколение определяет качество кадрового потенциала, будущее экономики страны, ее обороноспособность, здоровье будущих поколений россиян.

Надежды на современную медицину и систему здравоохранения, как панацею, обеспечивающую здоровье, не обоснованы. Дело в том, что уровень организации медицинского обслуживания лишь на 8-10 процентов влияет на физическое и психическое благополучие. Более того, в условиях дефицита финансирования, современная медицина все более из профилактической превращается в лечебную.

В этой связи, большое значение приобретает скрининг диагностика состояния здоровья детей и молодежи в процессе обучения для профилактики нарушений физического и психического состояний.

В основу методологического подхода оценки здоровья учащихся и студентов положены следующие основополагающие принципы: 1) здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [3]. Это определение базируется на представлении о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим и социальным условиям. Основываясь на медико-биологических позициях, мы высказали следующее определение: «Здоровье – способность организма сохранять гомеостаз в условиях полной адаптации к внешним факторам» [1]. Такой подход позволяет оценивать здоровье с помощью доступных для исследования показателей.

2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам) [2]. В этой связи можно использовать различные нагрузочные пробы, позволяющие выявить объем резервных возможностей разных систем и всего организма в целом.

3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. Модель такого холистического подхода представлена на рис. 1.

  Рис.1. Модель целостного подхода к оценке здоровья личности.
Рис.1. Модель целостного подхода к оценке здоровья личности.

4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Поэтому при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие имеющихся заболеваний, но в первую очередь динамику процессов.

5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и индивидуально-типологический статус человека. Эти принципы легли в основу разработанного нами мониторинга здоровья учащихся и студентов. Мониторинг здоровья – это динамическая скрининг диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и наследственности, определяющих жизнеспособность организма. Мониторинг здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены, например, росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, так как объективно отражают состояние здоровья субъекта, позволяют сопоставлять показатели в динамике онтогенеза и между разными группами, а также прогнозировать его развитие на перспективу.

Цель мониторинга: на основе данных об индивидуальных особенностях и возможностях организма учащихся и студентов обеспечить:

- Сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения;

- Профессиональную ориентацию учащихся для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии;

- Оценку индивидуальных психофизиологических, характерологических, типологических и личностных особенностей студентов для коррекции и развития профессионально значимых качеств;

- Оценку здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения; - Индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса; Мониторинг здоровья учащихся включает следующие параметры:

- оценка физического развития;

- оценка функционального состояния и физической подготовленности; - оценка уровня социально-психологической адаптации к школе; - отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; - оценка уровня тревожности; - оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной); - оценка нейродинамических свойств нервной системы, позволяющая судить о состоянии нервных процессов; - квалификационная характеристика школы, характеризующая уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения. Для мониторинга здоровья студентов выделены следующие показатели: - оценка физического развития; - оценка функционального состояния и физической подготовленности; - самооценка психических состояний;

- оценка социально-психологической адаптированности; - оценка функциональной асимметрии мозга;

- оценка уровня мотивации к успеху; - отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- оценка уровня стрессоустойчивости;

- оценка уровня тревожности;

- оценка уровня конфликтности;

- диагностика состояния агрессии;

- оценка уровня невротизации, психопатизации;

- оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной);

- определение умственной работоспособности;

- оценка нейродинамических свойств нервной системы: сенсомоторные реакции, реакции на движущийся объект.

Понятно, что перечень показателей, используемых для мониторинга, может быть адаптирован для каждого учебного заведения в зависимости от кадрового и материально-технического потенциала. Оценка уровня здоровья человека по отдельным, пусть даже информативным показателям, не дает целостного представления. Необходима интеграция отдельных параметров с целью получения суммарного количественного показателя (индекса) здоровья. Для этого может быть использован балльный вариант пересчета «сырых» показателей в стандартизованные с учетом возраста, пола, региона проживания, типа конституции и нормативных значений. Создание компьютерной базы исследованных показателей чрезвычайно важно для определения не только индивидуальной динамики, но и популяционных изменений, лежащих в основе прогнозирования демографической ситуации и здоровья будущих поколений. На основе этих принципов нами разработан компьютерные варианты методик комплексной оценки здоровья учащихся и студентов (Регистрационные свидетельства № 0320800711 от 27 марта 2008 г. и № 0320801703 от 18 августа 2008 г., выданные Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации г. Москва) – электронные паспорта здоровья.

Все результаты сохраняются в базе данных и могут быть востребованы в любом формате (по полу, возрасту и т.д.) Достоинством электронных паспортов здоровья является:

• Интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней;

• Компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп;

• Количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных учреждений, районов, т.д.;

• Относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования; • Возможность передачи результатов обследования через Интернет;

• Вовлечение субъекта в сам процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья.

• Возможность прогнозировать риск развития девиантного поведения, своевременно выявлять психо-соматические нарушения и осуществлять их коррекцию.

Библиография

1. Айзман Р.И. Валеология – синтез медицины и педагогики // Вестник Межрегиональной Ассоциации «Здравоохранение Сибири». 2000. №1. С.45-56.

2. Айзман Р.И. Медико-биологические и социальные аспекты здоровья. // Физиологические основы здоровья. / Под ред. Айзмана Р.И., Тернера А.Я. -Новосибирск: изд-во «Лада». 2001г. – С. 19-35.

3. ВОЗ: Устав. - Женева,1968. С.1

4. Труфакин В.А. Предисловие. // Физиологические основы здоровья. / Под ред. Айзмана Р.И., Тернера А.Я. - Новосибирск: изд-во «Лада». 2001г. – С. 5-6.

Ссылка на источник