Уже несколько лет в России функционирует и дорабатывается система тендеров.
И всё это время не утихают споры участников рынка о её эффективности и перспективности.
Мы обратились к читателям нашего журнала просьбой поделиться своим опытом участия в аукционах и мнением относительно жизнеспособности идеи.
Вот такие точки зрения довелось услышать.
ЭКСПЕРТ
Андрей Подлегаев,
директор ООО «Сибгеоресурс»
«Введение тендерной системы было сделано с целью создать прозрачную процедуру по выбору подрядной организации, а также с поиском наиболее оптимальных условий для закупок.
У каждой компании, проводящей подобного рода торги, есть ряд условий и критерий по выбору поставщиков.
В идеальном случае, согласно этим условиям, принимается решение о выборе той или иной организации, которая будет выполнять запрашиваемый вид работ.
В целом введение тендерной системы должно было принести пользу, но, к сожалению не каждый организатор может действительно провести честные и открытые торги.
В последнее время заметил, что есть небольшая тенденция к улучшению. Многие организации прилагают большое количество усилий для выбора подрядчика открыто не только по цене и договоренностям, но и по заслугам.
В негативном плане хочу отметить, что в поисках оптимальных условий при закупках существует немало организаторов торгов, которые самым главным критерием отбора считают стоимость работ, не обращая внимания на будущие риски.
К сожалению, есть ряд факторов, в том числе и человеческий, которые отдаляют нас от систем, близких к идеальным.
За 10 лет работы руководителем геологоразведочной организации я лично принимал участие во всех тендерах, на которые нас приглашали. Соответственно, накоплен достаточно большой опыт.
Зачастую, участвуя в конкурсе, мы заранее предполагаем победителя.
Перед каждой процедурой торгов происходит тщательная проработка всех входящих данных, а также анализ известных или возможных конкурентов.
На основе проанализированной информации формируется коммерческое предложение и прогнозируется результат.
Как правило, во время торгов мы выдерживаем реальную стоимость работ, рассчитывая на то, что цена является не единственным критерием отбора.
В настоящее время почти у каждой компании, проводящей тендерные торги, имеются хорошо проработанные критерии отбора подрядчика.
Остаётся только следовать инструкции, руководствуясь лишь будущим благополучием организации в которой работаешь.
В случае если главным критерием отбора остается цена, то стоит изучить более глубоко состав работ и предполагаемых затрат подрядчика, только после этого принимать разумное решение.
Это, на мой взгляд, самые важные корректировки, которые больше похожи на рецепт».
ЭКСПЕРТ
Анатолий Истомин,
генеральный директор компании ШЭЛА
«Мы столкнулись с тем, что потребители, руководствуясь ФЗ № 44 и 94, при выборе поставщика оборудования зачастую опираются не на критерий «цена-качеств», а только лишь на критерий «цена», игнорируя при этом мнение и экспертные оценки технических специалистов.
В связи с этим возникают сложности с применением новых технологий (а это подразумевает улучшение качества продукции при равной цене, т. е. уменьшение себестоимости продукции, а не ухудшение качества при той же цене), а также происходит подмена технических заданий на наиболее упрощённые.
То есть, все мысли о развивающемся техническом прогрессе, разбиваются о стену так называемых, законов ФЗ № 44-94.
Результат — увеличение простоев технологического оборудования и нередко уменьшение себестоимости за счёт применения комплектующих низкого качества и отсутствия чётких технических регламентов, сертификатов и разрешений на производство в особо опасных условиях.
На примере работы нашей отрасли мы видим, как нарушаются правила техники безопасности и безопасного ведения работ при ремонте и обслуживании электрооборудования в стеснённых рудничных условиях.
Дело в том, что наша компания запустила в серийное производство малобюджетное рудничное электрооборудование и, чтобы не вводить «Заказчиков» в заблуждение, сообщает, что будет по-прежнему производить продукцию по критериям качество, надёжность, безопасность, технологичность и удобство в эксплуатации.
Мы надеемся на возврат системы закупок к идеям инновационного технического прогресса в ближайшее время».
ЭКСПЕРТ
Дмитрий Усков,
специалист по продажам ООО «ТайгаМаш»
«На основании собственного опыта и опыта наших контрагентов могу сказать, что главным результатом введения тендерной системы стало создание дополнительных сложностей и барьеров в процессе общения поставщика и покупателя.
Какие цели ставили перед собой создатели тендерной системы?
В первую очередь, надо полагать, они старались ликвидировать коррупцию. Добиться этого не удалось.
Участникам рынка неудобно пользоваться системой аукционов, поэтому они предпринимают различные действия, чтобы систему эту обойти.
Я знаю множество историй, когда именно для обхода продавцы и покупатели обращались к, так скажем, знакомым чиновникам. Таким образом реально выйти на руководство крупных компаний.
То есть, за что боролись, на то и напоролись.
И все же понимают, что помощь эта небесплатная, а издержки ложатся на себестоимость конечного товара: плюс 30-50%.
Не думаю, что я для кого-то открыл Америку: все, кто знаком с особенностями русского бизнеса, в курсе. Просто об этом не принято говорить: у нас ведь самая эффективная в мире экономика.
Кроме того, разработчики старались снизить цену конечных закупаемых товаров.
Выше я уже говорил о том, что не слишком добросовестные участники рынка работают таким образом, что цена только увеличивается.
Но вот пример нашей компании. Мы всё делаем по закону, и нам приходится приобретать электронные подписи, регистрироваться на каких-то платных ресурсах — причём, непонятно, для чего. А это опять же искусственное увеличение стоимости товара.
Около 80% специалистов, с которыми мы общаемся, не воспринимают этот механизм как возможность реализации своей продукции.
Представьте: есть на рынке машина А и машина Б. Потребитель хочет приобрести именно машину А — она его по всем параметрам устраивает.
Но он не может просто купить машину А — ему нужно провести тендер. И тогда появляется такой механизм, как опросный лист.
На 50 страницах описывают все характеристики машины А — до мельчайших деталей.
И условия аукциона составляются таким образом, что им удовлетворяет только конкретная техника.
Скажем, указано, что колесо должно крепиться четырьмя гайками. И любая машина, у которой будет пятая гайка, не сможет соответствовать опросному листу.
Вот скажите, кому это нужно? И со стороны продавца, и со стороны покупателя сидят целые отделы, которые составляют никому не нужные бумажки. Потом они несколько лет хранятся в архиве, пылятся, занимают место. Да пожалейте, в конце концов, русский лес!
Система тендеров может существовать только на свободном рынке.
Там, где спрос формирует предложение, где покупатель голосует рублём.
И всем понятно, что в нашей стране рынок определяется административным ресурсом, и в нашей реальности система аукциона не нужна.
Наша компания работает на рынке более 10 лет, то есть долгое время нам удавалось обходиться без тендеров, мы сформировали крепкие отношения с нашими партнёрами.
Мы и сегодня продолжаем с ними работать.
Я думаю, что правильнее будет уйти от аукционов и вернуться к системе свободных переговоров. Ключевое слово — свободных. Поскольку чем больше запретов и контроля, тем больше возможностей для злоупотреблений.
Ведь перекрыть и контролировать одну маленькую калитку гораздо проще, чем широкие ворота.
У нас же традиционно принято идти путём запретов и ограничений.
Свободный рынок тут никому не нужен. Ведь его невозможно контролировать. На нём надо просто работать! Чем некоторые из нас и пытаются (всё ещё пытаются!) заниматься».