Найти в Дзене
Частная почта

Голубой мальчик

Когда Генри и Арабелла Хантингтон летом 1919 года решили превратить своё частное имение в общественный институт для «продвижение обучения, искусства и науки, и содействие общественному благосостоянию», они плохо понимали, что из этого получится.

-2

Теперь, столетие спустя, комплекс Хантингтон, в южной Калифорнии это: библиотека, ботанические сады и богатая коллекция европейского и американского искусства.

Хантингтон – не только музей. Это и исследовательский центр, работать в котором приезжают более 1700 учёных, а специальные программы для детей и учителей школ охватывают не менее 20.000 человек каждый год.

Образовательный центр Хантингтон
Образовательный центр Хантингтон

Ботанические сады расположены почти на 50 гектарах и разделены на несколько зон, представляющих как китайскую, японскую и европейскую ландшафтную культуру, так и видовые коллекции, среди которых уникальная коллекция кактусов и суккулентов. Коллекция роз и камелий содержит более 1400 разных сортов и считается одной из крупнейших в мире. Здесь также есть место как для серьёзных исследований, например в области генетики, так и для развития подростков, которые могут изучать передовые методы сельского хозяйства на отдельном ранчо.

Рукопись Джека Лондона
Рукопись Джека Лондона

Библиотека Хантингтона – это более 9 миллионов томов, охватывающих период с 11-го века по наши дни. Одних только справочников здесь более 275.000. Коллекция фотографий – одна из крупнейших в США – 774.000 работ.

Что касается коллекции произведений искусства, которая и составляет основу центра Хантингтон – вниманию посетителей предложены работы европейских авторов с 15-го до 20-го века, а самые ранние предметы американской части собрания относятся к 17-му столетию.

Музей Хантингтон
Музей Хантингтон

Среди 270 картин, 80 произведений скульптуры, 1000 предметов декоративного искусства, 9500 гравюр и рисунков и 1800 фотографий, американской коллекции есть работы Фридриха Эдвина, Мэри Кассат, Эдварда Хоппера и Энди Уорхола. Часть постоянной экспозиции посвящена работе архитекторов Пасадены начала 20-го века Чарльза и Генри Грина.

Европейская коллекция Хантингтона позволяет посетителям прикоснуться к искусству старого света и включает около 420 картин, 370 скульптурных произведений, более 2500 предметов декоративного искусства и 20 000 гравюр и рисунков, а также впечатляющую коллекцию французской скульптуры 18-го века, гобеленов, фарфора и мебели. Посетители могут видеть примеры работ эпохи Возрождения, в том числе полотно «Дева и ребенок» Роджера ван дер Вейдена, произведения итальянских и французских авторов.

Крупнейшей частью европейского собрания в Хантингтоне стала, возможно, самая большая за пределами Соединённого королевства, коллекция британского искусства 18-го и начала 19-го веков. Главная ценность этой коллекции – картина «Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо стала визитной карточкой всего Хантингтон центра.

Зал музея Хантингтон
Зал музея Хантингтон

Полотно, написанное в 1770-м году английским художником, стало культовым произведением как в британской, так и в американской истории. Уже на первом показе, на выставке в Лондоне, в Королевской Академии, в том же 1770-м году, она вызвала восхищение не только простой публики, но и признанных мастеров. Художник Фрэнсис Хейман, присутствовавший на выставке отозвался на работу Гейнсборо словами: «Это прекрасно, как Ван Дейк!». Собственно, и сам автор не скрывал, что Ван Дейк был для него источником вдохновения и примером.

Томас Роулендсон и Август Чарльз Пугин Выставочный зал, Сомерсет-Хаус, 1808
Томас Роулендсон и Август Чарльз Пугин Выставочный зал, Сомерсет-Хаус, 1808

На выставке в Лондоне автор подписал картину как «Portrait of a Young Gentleman». Название «The Blue Boy» сложилось позже. Но именно под этим названием картина стала знаменитой и почти национальной реликвией Британии.

Последним владельцем картины в старом свете был герцог Вестминстерский, который к началу 1920-го имел финансовые затруднения. К 1921 году при посредничестве торговца антиквариатом и предметами искусства Джозефа Дювена, герцогу удалось привлечь внимание четы Хантингтон. Генри и Арабелла купили картину за фантастические, по тем временам 728 800 долларов, что стало сенсацией на арт рынке.

Генри и Арабелла Хантингтон
Генри и Арабелла Хантингтон

На прощальную выставку в Национальной галерее приходили толпы лондонцев и приезжих из всех графств Великобритании. Публикации в газетах были полны печали, а композитор Коул Портер, оплакивая переезд картины за океан, написал композицию «Blue Boy Blues».

О том, кто именно изображён на этой картине единого мнения нет и сегодня. Автор не оставил на этот счёт точных сведений. По одним данным это мог быть сын друга художника, одновременно и первый владелец произведения – Джонатан Баттал, но по другим, им являлся один из племянников Томаса Гейнсборо – Дюпон, который жил с дядей с раннего возраста, а позже стал учеником и ассистентом мастера.

"Голубой мальчик", Томас Гейнсборо, 1770
"Голубой мальчик", Томас Гейнсборо, 1770

Картина неоднократно становилась предметом изучения как профессиональными искусствоведами, так любителями. Вокруг этого полотна сформировался целый мир из вполне научных предположений и совершенно вольных интерпретаций, фактов и легенд.

Как нет единого мнения насчёт модели, так нет и точных данных по части самого костюма, в который одет мальчик. Одни считают, что это был атласный маскарадный костюм, которых немало шили в годы создания полотна и в котором нет ничего особенного, другие считают, что художник специально заказал костюм из шёлка, который позже использовал для написания ещё нескольких работ.

фотограммы картины "Голубой мальчик"
фотограммы картины "Голубой мальчик"

Так или иначе, но действительно детальные и достоверные сведения относительно творческих исканий автора появились только в 1994 году, когда картину впервые сняли в рентгеновских лучах. Тогда в нижнем правом углу было обнаружено изображение маленькой собачки, позже записанное автором.

В 2018 году, к столетию музея Хантингтон, полотно «Голубой мальчик» было решено отреставрировать. Реставрацию выполнят в три этапа.

Первая часть работы: изучение состояния холста, фотосъёмка в разных режимах, очистка от поверхностных загрязнений, стабилизация краски, отчистка неоригинального лака – пройдёт на глазах у широкой публики.

Старший хранитель картин Кристина О'Конел изучает картину "Голубой мальчик". Фото: Лиза Блакберн
Старший хранитель картин Кристина О'Конел изучает картину "Голубой мальчик". Фото: Лиза Блакберн

Второй этап сотрудники музея выполнят в специальных лабораториях. На этом этапе реставраторам предстоит выполнить работы по закреплению структуры красочного слоя и восстановление лакового покрытия.

На третьем этапе полотно вновь вернётся в залы музея, где все желающие смогут наблюдать проведение завершающего комплекса реставрационных работ. Если всё пойдёт по плану, реставрацию завершат к концу лета 2019 года.

Автор: Вадим Сафонов
Все изображения взяты с сайта: huntington.org