Фильм "Собака Баскервилей" немного выбивается из общего ряда фильмов режиссера Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Он более задорный по сравнению с другими, снятыми в духе "доброй старой Англии". А все потому, что съемки сразу пошли не по плану.
Проблемы начались с подбора актеров. Если с ролями Василия Ливанова и Виталия Соломина вопросов не было, то с ролью третьего главного персонажа фильма, сэра Генри Баскервиля, все пошло не так. Режиссер видел в этой роли актера театра на Таганке Николая Губенко. Он прошел пробы, и они очень понравились съемочной группе. Но неожиданно без объяснения причин актер отказался сниматься.
А тут еще случился инфаркт у оператора-постановщика первых двух фильмов Юрия Векслера. Ключевой член команды надолго выбыл из строя. В итоге "Собака Баскервилей" оказался единственным фильмом сериала, снятым замещающими операторами. Но Юрий Векслер, все-равно переживал за картину и уговорил Масленникова попробовать на роль Генри Баскервиля Никиту Михалкова, в чьей картине "Родня" в то время снималась его жена Светлана Крючкова. А заодно попросил режиссера снять Крючкову в роли миссис Бэрримор. Отказать больному другу режиссер не смог.
Михалков приехал на съемки в сопровождении своего друга, Александра Адабашьяна, который работал с ним на протяжении долгого времени в ряде картин в качестве художника-постановщика и сценариста. Адабашьян приехал просто за компанию, весело провести время с другом в творческой командировке и отдохнуть от напряженных съемок "Родни".
В те годы Михалков отличался буйным темпераментом. Масленников рассказывал, что Никита Сергеевич запросто мог "уговорить" бутылочку коньяка, после чего отправлялся в съемочный павильон. Как говорится мастерство не пропьешь. А в компании со скучающим Адабашьяном и Василием Ливановым, который тоже был не прочь "заложить за вороник", разгул на съемочной площадке мог вообще выйти из под контроля. Тогда-то Масленникову и пришла в голову мысль нейтрализовать Адабашьяна заняв его работой и предложив сыграть дворецкого Бэрримора. Так в картине появился третий незапланированный актер.
Съемки превратились в настоящий капустник. Актеры постоянно импровизировали. Чопорный сценарий в духе предыдущих серий "доброй старой Англии" столкнулся с энергией новых персонажей. И режиссер решил использовать эту идею, показав столкновение классического английского стиля с чем-то новым, в данном случае с молодой американской цивилизацией в лице сэра Генри. Так в фильме появилась волчья шуба, как символ дикости с одной стороны и традиционная английская овсянка с другой. Фраза "Овсянка, сэр!" стала визитной карточкой Адабашьяна на долгие годы. Кстати обратите внимание, Бэрримор в фильме всегда накладывает Ватсону меньше овсянки чем своему хозяину. Это импровизация Адабашьяна - такая маленькая месть дворецкого за то, что доктор его подозревает.
Особенно тяжело на съемках пришлось Светлане Крючковой. В фильме не очень заметно, но снималась она глубоко беременной. Как признавалась сама актриса, прочитав сценарий она поняла, что такая роль может сильно навредить в ее положении. Жена дворецкого вечно несчастна, постоянно плачет, разрывается между чувством долга перед хозяином и долгом родственницы перед братом каторжником. Чтобы не вживаться в такую меланхоличную роль актриса решила сыграть эдакого полусумасшедшего персонажа, улыбающегося в самых нелепых ситуациях. „Значит, убийца Сэлдон — ваш брат?“ „Да, сэр!“, произносимое с широкой радостной ухмылкой. Одна из изюминок фильма, подчеркивающая некую абсурдность всего происходящего в "Баскервиль-холле" и помогающая отразить мистичность сюжета.
Самое сложное было придумать как снимать собаку. Нужно было показать монстра, внушающего ужас жителям болот. Пробы были с разными породами. Даже предлагали вместо собаки загримировать для съемок небольшого теленка. В итоге решили снимать немецкого дога. Настоящий фосфор, как у Конан Дойла, категорически запретили использовать кинологи. Тогда собаке решили сшить маску из черной ткани, обклеив ее светоотражающей пленкой как на дорожных знаках. Так на экранах появилось проклятье рода Баскервилей. Съемки с собакой были сложными. Пес не всегда понимал что о него требуется, но старался. Хотя, по признанию режиссера, в ходе съемок собаке пришлось тяжело. Зато дог по кличке Циклон стал любимцем съемочной группы. И смог отыграться за все свои мучения, в один из дней незаметно съев торт, привезенный на день рождения Виталия Соломина. Причем сожрал его вместе с коробкой. Настоящее чудовище :)