Найти тему

История съемок фильма "Собака Баскервилей"

Фильм "Собака Баскервилей" немного выбивается из общего ряда фильмов режиссера Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Он более задорный по сравнению с другими, снятыми в духе "доброй старой Англии". А все потому, что съемки сразу пошли не по плану.

Проблемы начались с подбора актеров. Если с ролями Василия Ливанова и Виталия Соломина вопросов не было, то с ролью третьего главного персонажа фильма, сэра Генри Баскервиля, все пошло не так. Режиссер видел в этой роли актера театра на Таганке Николая Губенко. Он прошел пробы, и они очень понравились съемочной группе. Но неожиданно без объяснения причин актер отказался сниматься.

Несомненно в исполнении Николая Губенко Генри Баскервиль получился бы ближе к оригиналу, описанному у Конан Дойла. Но безусловно не таким забавным, как в исполнении Михалкова.
Несомненно в исполнении Николая Губенко Генри Баскервиль получился бы ближе к оригиналу, описанному у Конан Дойла. Но безусловно не таким забавным, как в исполнении Михалкова.

А тут еще случился инфаркт у оператора-постановщика первых двух фильмов Юрия Векслера. Ключевой член команды надолго выбыл из строя. В итоге "Собака Баскервилей" оказался единственным фильмом сериала, снятым замещающими операторами. Но Юрий Векслер, все-равно переживал за картину и уговорил Масленникова попробовать на роль Генри Баскервиля Никиту Михалкова, в чьей картине "Родня" в то время снималась его жена Светлана Крючкова. А заодно попросил режиссера снять Крючкову в роли миссис Бэрримор. Отказать больному другу режиссер не смог.

Михалков приехал на съемки в сопровождении своего друга, Александра Адабашьяна, который работал с ним на протяжении долгого времени в ряде картин в качестве художника-постановщика и сценариста. Адабашьян приехал просто за компанию, весело провести время с другом в творческой командировке и отдохнуть от напряженных съемок "Родни".

В те годы Михалков отличался буйным темпераментом. Масленников рассказывал, что Никита Сергеевич запросто мог "уговорить" бутылочку коньяка, после чего отправлялся в съемочный павильон. Как говорится мастерство не пропьешь. А в компании со скучающим Адабашьяном и Василием Ливановым, который тоже был не прочь "заложить за вороник", разгул на съемочной площадке мог вообще выйти из под контроля. Тогда-то Масленникову и пришла в голову мысль нейтрализовать Адабашьяна заняв его работой и предложив сыграть дворецкого Бэрримора. Так в картине появился третий незапланированный актер.

Роль Бэрримора досталась Адабашьяну из-за необходимости занять его работой и не дать разгуляться на съемках с Никитой Михалковым.
Роль Бэрримора досталась Адабашьяну из-за необходимости занять его работой и не дать разгуляться на съемках с Никитой Михалковым.

Съемки превратились в настоящий капустник. Актеры постоянно импровизировали. Чопорный сценарий в духе предыдущих серий "доброй старой Англии" столкнулся с энергией новых персонажей. И режиссер решил использовать эту идею, показав столкновение классического английского стиля с чем-то новым, в данном случае с молодой американской цивилизацией в лице сэра Генри. Так в фильме появилась волчья шуба, как символ дикости с одной стороны и традиционная английская овсянка с другой. Фраза "Овсянка, сэр!" стала визитной карточкой Адабашьяна на долгие годы. Кстати обратите внимание, Бэрримор в фильме всегда накладывает Ватсону меньше овсянки чем своему хозяину. Это импровизация Адабашьяна - такая маленькая месть дворецкого за то, что доктор его подозревает.

"Овсянка, сэр!" стала фирменной фразой Адабашьяна на долгие годы.
"Овсянка, сэр!" стала фирменной фразой Адабашьяна на долгие годы.

Особенно тяжело на съемках пришлось Светлане Крючковой. В фильме не очень заметно, но снималась она глубоко беременной. Как признавалась сама актриса, прочитав сценарий она поняла, что такая роль может сильно навредить в ее положении. Жена дворецкого вечно несчастна, постоянно плачет, разрывается между чувством долга перед хозяином и долгом родственницы перед братом каторжником. Чтобы не вживаться в такую меланхоличную роль актриса решила сыграть эдакого полусумасшедшего персонажа, улыбающегося в самых нелепых ситуациях. „Значит, убийца Сэлдон — ваш брат?“ „Да, сэр!“, произносимое с широкой радостной ухмылкой. Одна из изюминок фильма, подчеркивающая некую абсурдность всего происходящего в "Баскервиль-холле" и помогающая отразить мистичность сюжета.

Светлана Ключкова в роли миссис Бэрримор
Светлана Ключкова в роли миссис Бэрримор

Самое сложное было придумать как снимать собаку. Нужно было показать монстра, внушающего ужас жителям болот. Пробы были с разными породами. Даже предлагали вместо собаки загримировать для съемок небольшого теленка. В итоге решили снимать немецкого дога. Настоящий фосфор, как у Конан Дойла, категорически запретили использовать кинологи. Тогда собаке решили сшить маску из черной ткани, обклеив ее светоотражающей пленкой как на дорожных знаках. Так на экранах появилось проклятье рода Баскервилей. Съемки с собакой были сложными. Пес не всегда понимал что о него требуется, но старался. Хотя, по признанию режиссера, в ходе съемок собаке пришлось тяжело. Зато дог по кличке Циклон стал любимцем съемочной группы. И смог отыграться за все свои мучения, в один из дней незаметно съев торт, привезенный на день рождения Виталия Соломина. Причем сожрал его вместе с коробкой. Настоящее чудовище :)

Не избалованному современными спецэффектами зрителю 80-х  собака Баскервилей Масленникова внушала настоящий ужас
Не избалованному современными спецэффектами зрителю 80-х собака Баскервилей Масленникова внушала настоящий ужас