Не так давно в одной из наших статей мы информировали наших читателей о том, что социальное право не входит в сферу услуг, оказываемых нашей адвокатской канцелярией. Но в той же статье мы отметили, что Хартия Европейского Союза об основных правах предусматривает право каждого человека на получение услуг адвоката. Поэтому, когда к нам обратилась клиентка – назовём её Лидия – с ситуацией, очень похожей на ту, которая была описана в нашей статье, мы согласились принять её поручение.
И так, Лидия с мужем и сыном проживают в Германии. Являются получателями социального пособия, т.е. гарантированного государством прожиточного минимума, который выплачивается гражданам, оказавшимся в тяжёлой материальной ситуации. Напомним, что вопросы, регулирующие права и обязанности как получателей социальной помощи, так и социального ведомства, виды предоставляемой помощи, порядок и условия предоставления социальной помощи регулируются различными законными и подзаконными актами. Основным из законных нормативных актов можно назвать Закон «О социальной помощи» (Bundessozialhilfegesetz – BSHG) и Книгу социальных законов (Sozialgesetzbuch – SGB). В соответствии с §1 BSHG в Германии система социальной помощи предоставляет пособия при наличии нуждаемости во всех случаях, не охваченных какой-либо из существующих систем, либо тем, кто не имеет права на получение пособий по таким системам. Предоставление помощи для удовлетворения жизненных потребностей регулируется §§ 11-26 BSHG. Согласно указанным нормам «жизненная потребность» складывается из следующих слагаемых: ставки для главы семьи и для всех её членов; дополнительных выплат для лиц, старше 65 лет, для будущих матерей с 13-ой недели беременности, родителей-одиночек; выплат по индивидуальным потребностям лиц, которые не в состоянии обслуживать себя сами; оплаты жилья – арендной платы и расходов на его содержание; взносов на страхование здоровья (Krankenversicherung) и страхование от ответственности за причинённый ущерб (Haftpflichtversicherung).
Но продолжим наше повествование. Сын Лидии окончил школу и в 2013 году пошёл служить в армию по контракту на 4 года. С регистрационного учёта по месту жительства родителей молодой человек не снялся, так как военное ведомство, где он проходит службу, не обеспечивало военнослужащим регистрацию по месту пребывания, видимо, в связи с тем, что места их дислокации постоянно меняются. Клиентка сообщила о данном обстоятельстве в Jobcenter. Ведомство приняло сообщение к сведению и сделало перерасчёт, исключив сына из решения о предоставлении пособия. Теперь Лидия с супругом получали пособие на двоих. Квартирная плата также была поделена на двоих и выплачивалась в полном объёме.
В 2015 году клиентка получила из Jobcenter письмо, в котором ведомство указывало, что они с мужем с 2013 года неправомерно получают завышенные выплаты. Их сын хоть и находится в армии, зарегистрирован в их квартире, а потому они должны получать лишь 2/3 суммы за оплату жилья. В связи с этим ведомство имеет намерение провести проверку в соответствии с § 48 Абз. 1 SGB-10 (социальный кодекс) с целью выявления предпосылок для аннулирования решения о выплате им сумм на оплату жилья в полном объёме в будущем. Из письма следовало, что ведомство может потребовать возврата денег, выплаченных и за предыдущий период.
Лидия обратилась в нашу адвокатскую канцелярию за помощью, сказав, что она прочла статью в газете «Закон и Люди» с очень похожей ситуацией. Рассказав свою историю, она пояснила, что сын служит далеко от дома и приезжает к родителям 1 раз в 2-3 месяца. Побеседовав с клиенткой, адвокат предложил ей запросить в социальном ведомстве материалы дела для того, чтобы можно было установить, почему Jobcenter снова хочет взыскать деньги с малообеспеченной семьи, не смотря на то, что переплата произведена не по её вине, и на то, что наработана уже определённая судебная практика о вынесении решений в пользу получателей пособий. Получив согласие клиентки, адвокат направил в социальное ведомство ходатайство о предоставлении материалов дела. Получив акты, адвокат внимательно ознакомился с ним. Один из документов, а точнее, пометки на одном из документов, сделанные рукой Лидии, весьма озадачили его. На одном из писем от Jobcenter к клиентке, которое, как бы, не имело отношения к ситуации, над которой работал адвокат, рукой Лидии было написано следующее: «мой сын (ФИ) находится в армии до 31.07.2017 года. В выходные дни он приезжает и проживает дома. Из квартиры он не выписан». Стояла дата и подпись клиентки. Разумеется, пометка была сделана на немецком языке. Но в переводе на русский она выглядела именно так. На наш взгляд, была допущена существенная ошибка – пропущено слово «иногда» - иногда в выходные дни он приезжает и проживает дома.
Адвокат позвонил клиентке и попросил её дать пояснение происхождению этой надписи на письме, которое не относится именно к этому делу. И тут Лидия ему всё прояснила. Как оказалось, незадолго до произошедших событий они с мужем получили письмо из Jobcenter, в котором социальное ведомство сообщало им, что размер их квартирной платы превышает норму выплаты, которую предоставляет социальное ведомство получателям социального пособия, на ... 4 евро. В связи с этим им было рекомендовано найти более дешёвую квартиру. С этим письмом Лидия отправилась в Jobcenter «поговорить». При разговоре с чиновницей она попросила у неё совета, как же быть с их сыном – он прописан у них. И если они переедут в более дешёвую квартиру с меньшей площадью, где он будет жить, когда закончит службу. Не долго думая, чиновница предложила ей написать тот самый текст под её диктовку на письме, с которым Лидия пришла в Jobcenter. Когда она его писала, она и подразумевала, что сын иногда приезжает на выходные домой. Но чиновники поняли это именно так, как оно и было написано: «приезжает на выходные и проживает дома». Сразу после этого она получила письмо из Jobcenter, с которым и обратилась к адвокату.
Адвокат подготовил и направил в социальное ведомство от имени клиентки возражения, указав, что его клиентка и её муж надлежащим образом уведомило социальное ведомство о том, что их сын ушёл служить в армию по контракту, что подтверждено документами, имеющимися в материалах дела. Сын клиентки служит далеко от дома и не имеет возможности часто приезжать к родителям. Он навещает их 1 раз в 2-3 месяца. Молодой человек остался зарегистрированным в квартире, где проживают его родители, формально. Фактически он там не проживает. Он проживает в казармах для военнослужащих, где проходит службу – в соответствии с § 9 BGB (Гражданского кодекса Германии) местом проживания солдата считается то место, где стоит его часть. Прописка в квартире родителей сама по себе является косвенным обстоятельством, а потому каждый случай должен рассматриваться сугубо индивидуально. Адвокат указал, что сын нашей клиентки не является стороной договора аренды квартиры, так как не внесён в договор.
Кроме того, адвокат указал, что пометка сделана его клиенткой под диктовку работника Jobcenter – сама она не собиралась давать никаких показаний. В данном случае имело место недопонимание значения слов, т.к. наша клиентка не является носителем немецкого языка, она не совсем поняла значение той фразы, которую продиктовал ей работник ведомства. Учитывая все обстоятельства, нет оснований считать, что наша клиентка нарушила закон и ввела в заблуждение социальное ведомство – она сама была введена в заблуждение.
Рассмотрев обоснование адвоката, социальное ведомство согласилось с его аргументацией. Лидия получила письмо, в котором социальное ведомство уведомило её, что регистрация сына в их квартире до конца его службы учитываться не будет, и они с мужем будут получать прежние выплаты.
Казалось бы, история завершена. Но... остаётся в силе требование социального ведомства о переезде в более дешёвую квартиру – какое из зол было меньше? Адвокат посоветовал клиентке обратиться к арендодателю с просьбой о снижении квартирной платы на 4 евро. Основание – они с мужем постоянно экономят и каждый год получают возврат денег за экономию.
Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.