Найти тему
Записки провинциалки

Оценка за почерк?

Уже пора привыкнуть к неожиданным просьбам моих земляков. Сегодня бабушка попросила узнать "Может ли учитель снижать оценку за плохой почерк?" Речь об уроках математики - точнее алгебры и геометрии.

Суть проблемы: ребенок (она же внучка) -с "математической" головой. В олимпиадах участвует постоянно. Но... Пятерки в дневник к девчонке залетать перестали. Всё решено верно, ни одной поправки, а оценена работа на 4 с припиской "-1 Почерк! Небрежность!".

Небрежность тут же выделена - итоговая черта под примером, перенесена на одну клетку ниже, чем положено...Перфекционизм учителя умиляет.

А впереди еще и ЕГЭ...И ребенок рвется в вуз, где крайне важна оценка по математике...

Забежала в управление образованием... Имя детеныша называть не стала, спросила, как есть, можно ли снизить оценку за почерк. Кстати, он вполне себе понятный. Мелкий - да. Но тройку с восьмеркой не спутаешь.

Да и , однако, поздно изменять прикус. В смысле менять почерк в 11 классе... Ответ же гласил следующее:

-Пусть смотрят локальные акты школы. Если в положении об оценивании есть пункт о снижении балла за плохой почерк, значит учитель прав.

Находим это самое положение на сайте школы.

Изучаем дотошно. Находим пунктик, что заветный пятак положен, если :

Оценка "5" ставится в случае:
 Знания, понимания, глубины усвоения учащихся всего объема программного материала.
 Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
 Отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ

Но работа-то выполнена без помарок. Мелкий почерк и злополучная черта - вот и все претензии учителя. Почему "4"?

А сразу скажу, что уважаю директора школы безмерно, да и отношения у нас доверительные. Потому и иду с открытым забралом... Выкладываю злополучную тетрадь.

Знаете, что узнаю?

Что мать ребенка в свое время очень хотела, чтоб математику преподавал в их классе другой человек. И даже подписи собрала под обращением... Считай, более половины родителей подписали... Но... если идти на поводу у родителей, то тогда у одного учителя будет часовая нагрузка огромная, а учитель - аутсайдер, он же тоже есть желает... И пожалеть надо учителя, она же молодая, она только начинает работать...

-Но у родителя есть право выбирать учителя...

-Я спрашивала ребенка, её как раз учитель устраивал.У мамы завышенные требования. С такими надо детей в гимназии учить, а мы сельская школа. Но я поговорю осторожно с учителем. Она не права, да. Но она - человек.

Да - компот с огурцами... Взрослые не нашли общего языка - отвечают дети. Родители и учителя - два лагеря борьбы. Одним бы поубавить родительское рвение и не всегда лезть в образовательный процесс, а другим таки помнить, что отыгрываться на детях - не лучший выход... А что это придирка - уверена. Вряд ли можно считать серьезной ошибкой, повлекшей снижение балла, эту опустившуюся на одну клетку итоговую черту.

Но к теме, вдруг кому-то будет полезно, отстоять оценку ребенка можно, опираясь всё на те же "локальные акты". Локальные акты школы чаще всего в свободном доступе. И чаще всего писаны, как под копирку. Типовые. И, скорее всего, в них нет пункта о снижении оценки за плохой почерк. Проштудировала их вчера штук двадцать этих самых "положений о системе оценивания" разных школ, разных регионов. И строчки "Оценка снижается за плохой почерк" не нашла. А значит, снижать оценку исключительно за корявый или мелкий почерк учитель не имеет права.

Но есть интересный документ

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15

Касается оно оценок в начальной школе и вот как раз в нём есть интересный пункт. Цитирую (но советую изучить его - любопытный документ)

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится

Мера вполне полезная, на мой взгляд. Ибо наш учитель не заморачивался почерком, я так же не особо страдала из-за корявого почерка сына - не в писари идти. Но перед ЕГЭ нас накрыло. КИМы проверяет компьютер, а ну как не разберёт работу сына...

Потому, из личного опыта - разборчивый почерк важен. И умение отстоять справедливость - то же. Главное в этой борьбе не перегнуть палку, а то ведь бумеранг получится. Эти бумеранги всё чаще и чаще свистят на головами учителей, учеников и родителей, превращая мирный процесс получения знаний в необъявленную войну.

Да, у моих постоянных читателей, прошу прощения за "не мою" тему...