«Так было, так и будет!» (аплодисменты)
Золотодобытчики – одна из самых высокооплачиваемых рабочих профессий в Российской империи, что было привлекательно для желающих быстро заработать денег. Андреевский прииск, находящийся на притоке реки Лена и выкупленный Ленским золотопромышленным товариществом, активно вербовал с помощью министерства внутренних дел рабочих, обещая им хорошее жалование.
Однако высокая зарплата сочеталась с крайне тяжелым трудом. Продолжительность рабочего дня в летний период составляла 11,5 часов, в зимний – 11. Вечная мерзлота значительно усложняла работу, заледеневшие грунты приходилось оттаивать кострами, после чего рабочие стояли по колено в воде, что зимой вызывало болезни и обморожения.
Частыми были несчастные случаи, притом, что на две тысячи рабочих приходился один лишь медик. Плохие санитарные условия, низкооплачиваемый женский труд, монополия администрации прииска на продажу продуктов питания и транспорт дополняли общую плачевную картину жизни горнорабочих.
Недовольство условиями труда резко возросло после того, как администрацией были отменены сверхурочные работы по поиску самородков, которые продавались рабочими с лавки скупщиков по фиксированным ценам. Последней капле, по одной из версий, стала выдача протухшего мяса. Всеобщий ропот перерос в забастовку.
Администрации прииска были выставлены требования, среди которых восьмичасовой рабочий день, улучшение жилищных и бытовых условий, отмена штрафов и увольнение ряда служащих администрации.
Главой Департамента полиции Степаном Белецким был отдан приказ ликвидировать стачечный комитет. 3 апреля были арестованы лидеры забастовки, а на следующий день состоялось шествие рабочих в знак протеста против подобных действий. Несмотря на мирный характер стачки, солдатами под руководством ротмистра Терещенкова был открыт огонь по рабочим. По разным данным в ходе расстрела погибло от 150 до 250 рабочих, еще несколько сот было ранено.
После известий о преступных действиях местных властей в Санкт-Петербурге было сформировано две комиссии для расследования инцидента: проправительственная под руководством сенатора Сергея Манухина и общественная во главе с депутатом Александром Керенским. Единственным результатом работы комиссий стало отстранение от должности Терещенкова и разжалование его в солдаты.
Ленский расстрел в очередной раз обнажил давно назревшие проблемы государства, в том числе бесправие рабочих. Российские и зарубежные писатели, публицисты и политики неоднократно обращали внимание на жестокость действий властей при отсутствии какого-либо адекватного наказания виновников массового убийства. Ленский расстрел еще сильнее склонил чашу весов в сторону революции.
Человек года – Александр Макаров
Александр Макаров, бывший заместитель Столыпина на посту министра Внутренних дел, был назначен на должность своего начальника после убийства Петра Аркадьевича. От Николая II Макаров неоднократно получал указания по борьбе с изданиями, обсуждавшими деятельность фаворита императора, Григория Распутина. В связи с этим количество штрафов резко увеличилось.
Известен Александр Макаров стал благодаря своей фразе, сказанной на заседании Государственной дума во время обсуждения Ленского расстрела: «Так было, так и будет!», чем вызвал негодование оппозиции и восторг правых депутатов, после чего стал объектом травли в прессе. О нем не забыли даже после Февральской революции: Временным правительством он был посажен в Петропавловскую крепость, а после Октябрьской расстрелян уже большевиками.