Найти тему
КУБЛ Академия

Как выделиться своим эссе на общем фоне, потратив вечер на подготовку?

Оглавление

Каждый год одно и то же… Ежегодно все учащиеся 11 классов готовят шаблонные сочинения, выучивают одни и те же стандартные, заезженные фразочки, с которыми читать сочинение не доставляет никакого удовольствия. Конечно, написав таким образом эту работу, ты сможешь получить свой заветный зачёт, но потом, уже где-то в июне-июле, преподаватель в универе, выставляющий дополнительные баллы к ЕГЭ, отнесется к такой работе со всем презрением и не выставит желаемый максимум баллов, да и вовсе может оценить работу по нулям. Будь возможность у всех моих знакомых, да и у меня в том числе, мы бы все вместе исправили бы свои сочинения на красивые, авторские, осмысленные произведения, чтобы получить еще больше доп баллов.

Без шаблона не обойтись.

Смотри, я прекрасно понимаю, что без вспомогательных фраз не обойтись, что эти фразочки, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей, просто необходимы. НО НЕ НУЖНО использовать клише на подобии «Я считаю/думаю/полагаю», «Автор показывает/повествует/рассказывает» и так далее, не хочется сейчас тратить время на это. Поэтому надо задуматься о своём индивидуальном шаблоне, о своих авторских образцах словосочетаний!

__________________________________________________________________________________________

Кстати, в нашей группе ВКонтакте ты можешь найти много действительно полезной информации по подготовке к ЕГЭ: vk.com/kublacademy

__________________________________________________________________________________________

Шаблоны бессмысленны?

Вот представь, что вы в комиссии по проверке сочинений. Открываешь очередную работу и в сотый раз видишь, как что-то «играет огромную роль в жизни людей» и потому «каждый хотя бы раз в жизни задумывался об этом». Как ты отнесёшься к такому тексту? Более того, если подготовка сводится к заучиванию простых и тупых шаблонов и клише, на выходе получается псевдотекст — подборка общих и потому бессмысленных фраз.

Ещё проблемы?

Помимо этого существует ещё одна проблема - несвязный и запутанный текст - свойственная большинству сочинений. Но в этом случае это происходит из-за слабой подготовки и незнания структуры, а, значит, и из-за отсутствия так называемого авторства!

Всё-таки без фразочек не справиться!

В итоге, как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?

  • Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их не способно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  • Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  • Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

И если дополнить все фразы своей нотками индивидуальности, оригинальности, то получится шикарный текст!

Сочинение как произведение искусства

Теперь давай разбёремся как действовать, чтобы написать достойное сочинение. Сначала, чтобы оно не оказалось тем самым набором бессмысленных фраз, то стоит держаться следующего плана: (советую тебе постараться вчитаться в этот план и сразу подметить, что ты делал не так, а потом уже открой этот план непосредственно перед тренировкой к сочинению)

План работы над сочинением:

  • Внимательно прочитай формулировку темы.
  • Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл, еще лучше подчеркни их.
  • Попытайся своими словами, обязательно своими, и другими, коротко сформулировать тему, переформулируй кароч.
  • Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
  • Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
  • Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения. Да, порой это бывает оч сложно, но надо тренироваться, это правда поможет тебе полностью раскрыть твою мысль, да и как раз для индивидуальности текста можно будет использовать фишку “мол многие не согласны с такой точкой зрения (которую ты выделил изначально) и считают, что действовать в таких ситуациях стоит иначе, но я в любом случае буду придерживаться иного взгляда на это, тем более какой-то там автор смог меня убедить в этом. Именно в таком-то его произведении что-то происходит…, что подтверждает мои слова”. И вот я только что придумал вариантик “авторской фразочки” :)
  • Далее. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
  • Выстрой логическую последовательность своих доказательств. Здесь сразу вспоминай свой шаблон и старайся двигаться по нему, составим мы его чуть попозже!
  • Запиши доказательства, составляя план. Накидывай наброски в ходе рассуждений, не бойся испортить черновик, делай небольшие пометки, главное, чтобы не потерять свои мысли, они ведь очень драгоценные в минуты экзамена.
  • На этом пункте, закончив предыдующие девять пунктов, начинай писать полноценное сочинение на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
  • Возвратись к началу своих рассуждений; сравнивай исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, проверяй еще раз обращения к художественным текстам, если что быстро подправляй написанное.
  • Финишная прямая, переписывай на чистовик, лучше всего оставить под это целый час; после проверь пунктуацию и орфографию; ещё раз прочитай, находишь ошибки - исправляй их. Следи за почерком, для этого и нужен час!

Надеюсь, с планом действий всё понятно. Сейчас буду говорить про оригинальные клише. Здесь всё действительно просто. Просто попытайся вместо, например, «Автор показывает» написать что-то более наполненное, а не просто констатирующее факт про автора в два слова, наподобие «эта проблема волновала многих писателей-классиков и не обошла стороной …», “очень остро этот вопрос поставлен в произведениях …», «многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме, вот и …» и так далее.

Приведу примеры развернутых вступлений, «Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…», «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям», «Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…» и так далее.

Это только малый набор таких наиболее раскрытых шаблонных высказываний, которые можно использовать, но советую составить их самостоятельно. Так вот, готовясь к сочинению, выпиши все фразы, которые ты используешь сейчас, и раскрой их полностью! Сделай их живыми, оформи их с душой, используй различные речевые обороты, не бойся писать эти фразы в виде сложноподчиненных предложений! Как ты понимаешь, расширить и сделать клише объемным довольно просто. Главное — удели этому нужное время, да и потом созданные тобою фразы ты сможешь использовать на ЕГЭ, что тоже будет совсем не лишним!